Точно, что “награлись”…
Собор УАПЦ звернувся до патріарха Варфоломія І з проханням про прийняття у склад Константинопольського патріархату на правах екзархату. Про це повідомляє сайт Карпатської єпархії УАПЦ. “За результатами засідання Архієрейський Собор Української Автокефальної Православної Церкви, зокрема, ухвалив: Звернутись до Всесвятійшого Варфоломія І, Архієпископа Константинополя – Нового Риму, Вселенського Патріарха з проханням, з метою консолідації всього Православ’я на теренах України, подолання розділення українських православних та утвердження єдиної Помісної Автокефальної Української Православної Церкви, про прийняття Української Автокефальної Православної Церкви до складу Константинопольської Матері-Церкви на правах Української Церкви з центром Митрополії в Києві до 1686 року…
Для понимания “экзархат” – это не независимая церковь. Экзархат – это «филиал» поместной церкви одного государства в другом государстве. Экзархат полностью зависит о патриарха, а его глава (экзарх) всего лишь наместник патриарха на той или иной территории. Ни о какой самостоятельности экзархата не может быть и речи.
Статус “экзархата” имеет Беларусская православная церковь, например. “Белорусская Православная Церковь — каноническое подразделение Русской Православной Церкви на территории Республики Беларусь, имеющее статус экзархата.”
Т.е. ни о какой независимой в статусе экзархата быть не может. То, о чем просят УАПЦ – это не автокефалия. Это – всего лишь стать филиалом Константинопольского патриархата в Украине.
Заметим, что это тенденция – никем не признанный Киевский патриархат просит стать частью Константинопольского. Никем не признанная Украинская автокефальная церковь вот теперь тоже. Национально-озабоченных верующих также не беспокоит, что Украинская греко-католическая церковь и просто Католическая церковь подчиняются напрямую Ватикану. Все почему-то забывают, про “национальную украинскую церковь”, и готовы подчиниться кому угодно, “только не Москве”. Хотя сегодня уже имеют независимую в управлении Украинскую православную церковь, независимую от Москвы, но состоящую с ней (и другими автономными церквями Вселенского православия) в духовном “евхаристическом” общении.
Автокефалия — самоуправление, независимость. Автокефальной называется административно независимая Поместная церковь, предстоятелем которой является епископ в сане патриарха, или архиепископа, или митрополита.
УПЦ имеет гораздо более высокий статус – самостоятельной и независимой в управлении церкви. И единственное, что мешает объединиться всем неканоническим “осколкам” – это гордыня. Это прекрасно понимают и в Константинополе…
Справка: Предоставление УПЦ независимости и самостоятельности в управлении
25-27 октября 1989 года Архиерейский Собор, который проходил в Москве, после рассмотрения этого Обращения, определил: Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в её управлении.
В связи с этим наименование «Украинский Экзархат» упраздняется.
Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается Украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.
Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины».
Митрополиту Киевскому и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви присваивается титул «Блаженнейший».
Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношения креста во время Богослужения.
Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет епархии в пределах Украины.
Митрополит Киевский и всея Украины как Предстоятель Украинской Православной Церкви является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.
Настоящее Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви подлежит утверждению Поместным Собором Русской Православной Церкви с внесением соответствующих изменений в Устав об управлении Русской Православной Церкви.28 октября 1990 года в Софийском Соборе Киева Патриарх Московский Алексий ІІ даровал Украинской Православной Церкви Грамоту о независимости и самостоятельности в ее управлении. Первым Предстоятелем независимой УПЦ стал митрополит Филарет (Денисенко). Однако, ни независимый статус, ни попытки хоть как-то стабилизировать ситуацию на Украине результатов не принесли. Причина – деструктивная деятельность митрополита Филарета, многочисленные скандалы, в которых слишком часто фигурировал митрополит Киевский, его авторитарная манера управлять Церковью, одиозное прошлое, а также не совсем монашеский образ жизни. Все это способствовало тому, что Архиерейский Собор, который проходил в Москве с 31 марта по 5 апреля 1992, потребовал от митрополита Филарета отставки с поста Предстоятеля УПЦ. Поцеловав Евангелие и Крест, Киевский Первоиерарх пообещал это сделать по возвращении в Украину. Слово свое, как известно, он не сдержал…