Я теперь понял, приверженцем какой социально-экономической системы я являюсь 🙂
Антирост — социально-экономическая концепция, утверждающая необходимость сокращения размеров экономики для обеспечения общественного благосостояния в долгосрочной перспективе. В отличие от спада в ориентированной на рост экономике, антирост подразумевает целенаправленную экономическую и социальную трансформацию с целью максимизации уровня счастья и благополучия за счёт того, что время, освобождающееся при сокращении личного потребления и эффективной организации общественного труда, посвящается искусствам, музыке, семье, культуре и сообществу.
Хикель определяет Антирост как: «Запланированное уменьшение … использования ресурсов и энергии (чтобы вернуть экономику в равновесие с живым миром и сделать это безопасным, справедливым и равноправным способом)».
Ключевым моментом для сторонников идеи антироста является признание существования экологических пределов, ограничивающих масштабы хозяйственной деятельности. В связи с этим используются понятия «экологической ёмкости» или «экологического следа».
Например, согласно оценке организации Global Footprint Network, нынешний размер мировой экономики превышает несущую способность биосферы примерно в 1,5 раза (2009), что подразумевает необходимость сокращения масштабов производства и потребления на глобальном уровне. Продолжение неконтролируемого экономического роста вступает в противоречие с решением глобальных проблем, таких как риск катастрофического глобального потепления величиной более 2°С, увеличение разрыва между богатыми и бедными странами, истощение природных ресурсов, деградация экосистем и исчезновение видов.
В связи с этим общества “устойчивого антироста” будут использовать меньше невозобновляемых природных ресурсов и перейдут на возобновляемые источники энергии.
При обсуждении зеленого будущего много внимания уделяется возобновляемым источникам энергии. И хотя это необходимо, ученые совершенно ясно дали понять, что для растущей экономики требуется постоянно увеличивающийся запас энергии, и именно тогда мы сталкиваемся с проблемами. Когда потребность в энергии опережать наши возможности предоставления указанной энергии, переход на возобновляемые источники энергии будет экспоненциально более сложным.
Антирост подвергает критике фиксацию современного мира – в первую очередь, так называемого “глобального севера” – на потреблении. Потребительство, как правило, становится возможным за счёт неравенства, ведёт к экологоческой деградации, а также не обеспечивает осмысленную и счастливую жизнь. Время, освобождающееся при сокращении личного потребления и эффективной организации труда, можно посвятить искусствам, музыке, семье, культуре и обществу.
К наиболее общепринятым из обсуждаемых среди сторонников антироста можно отнести следующие меры:
- Продвижение локальных денежных систем и изменение принципа процентного кредитования.
- Переход к некоммерческим организациям и малым предприятиям.
- Изменение индивидуальных приоритетов и предпочтений и утверждение менее потребительского стиля жизни, в первую очередь в таких сферах как питание, жилье и транспорт. Отказ от чрезмерного потребления продуктов с высоким положением в пищевой цепи (мясо), предпочтение общественному транспорту, меньший размер жилища.
- Ограничение роста производства за счет введения экологических нормативов, в частности системой квот и аукционной торговли (Cap and Trade) для дефицитных ресурсов, а также средствами налоговой политики.
- Устранение коммерческой рекламы из общественных пространств
- Ограничение рабочего времени, более гибкое его использование. Важным моментом признается новое применение роста производительности труда, а именно, использование его для получения большего свободного времени, а не для роста товарно-денежного потока, как это происходит сейчас.
- Поощрение «неформальной» локальной экономики на принципах самоснабжения и взаимопомощи.
Многие сторонники идеи антироста признают, что отказ от экономического роста приведёт к опасности социального конфликта между богатыми и бедными, в связи с чем необходимо ограничить диапазон доходов и сделать распределение общественных благ более равномерным. Некоторые в связи с этим выступают за введение фиксированного базового дохода для всех граждан за счет государства.
«Странам с высоким уровнем дохода необходимо сократить материальную экономику — чем меньше энергии мы используем, тем легче будет быстро перейти на возобновляемые источники энергии», — говорит Хикель.
Для решения проблем с бесконечным ростом предлагают ввести ограничения на добычу ресурсов, но это не устраняет основную причину этой потребности в бесконечном росте. Ограничение ресурсов при голодающем населении служит только для обеспечения незаконных способов их добычи, поскольку люди делают это, чтобы сводить концы с концами.
Предложения Хикелса включают исправления, требующие перестройки экономических систем:
Первый шаг к Антиросту — отказаться от ВВП как цели.
Второй шаг — это активное сворачивание экологически разрушительных и некритичных производств потребительских товаров.
Третий шаг должен происходить одновременно со вторым, и должен гарантировать, что о людях позаботятся через перераспределение труда и богатства, сокращение рабочей недели, расширение универсальных общественных благ (всеобщее здравоохранение, бесплатное образование, общественный транспорт, окружающая среда, энергия и т. д.), а также декоммодификацию тех частей экономики, которые необходимы для удовлетворения основных потребностей человека. Чем легче доступ к ресурсам, необходимым для процветания, тем меньше потребность в зарплате для выживания.
Уже есть примеры регионов, которые процветают без ориентации на ВВП. Фактически, в Коста-Рике ВВП на душу населения на 80% меньше, чем в США, но при этом они имеют более высокий уровень счастья и благополучия в дополнение к лучшим социальным показателям и большей продолжительности жизни. Все это достигается путем построения экономики, в основе которой лежат основные человеческие потребности, социальное обеспечение и экологический след на душу населения, составляющий треть от уровня Соединенных Штатов (они работают на почти 100% возобновляемой электроэнергии в течение 300 дней в году).