Крупные корпорации не интересует севооборот, они выращивают самые прибыльные культуры
Крупные корпорации не интересует севооборот, они выращивают самые прибыльные культуры. Идет речь о рапсе, который перерабатывают в дизтопливо, а также подсолнечнике, который по рекомендациям ученых не должен занимать более 15% в структуре производства. Статистика же свидетельствует о том, что в южных областях эта цифра уже достигает 40%. К тому же корневая система подсолнечника очень высушивает почву на глубину до двух метров.
Об этом сказал завотделом агрохимии Института биоэнергетических культур, кандидат сельскохозяйственных наук Вадим Иванин, комментируя по просьбе корреспондента УКРИНФОРМа ситуацию по контролю над выращиванием в Украине технических культур.
“По канонам севооборота, необходимо выращивать не менее трех культур, одна из которых должна относится к классу многолетних трав, таких как клевер. Корневая система клевера составляет половину веса всего растения и за один сезон накапливает в почве 150 кг азота. Очень полезна также люцерна, и выращивание этих культур просто необходимо для сохранения и восстановления плодородия. Но, если выращивать клевер, то надо заводить еще и крупный рогатый скот, а это не выгодно корпорациям. Поэтому сейчас, насколько мне известно, готовится постановление правительства, в соответствии с которым каждый сельхозпроизводитель должен держать не менее десять коров на сто гектаров земли”, – рассказал ученый.
По его данным, сегодня в Украине около 30 млн гектаров пахотных земель. Много это или мало? Для сравнения: Германия, Италия и Англия, вместе взятые, имеют пахотных земель лишь 26 млн гектаров. А население этих стран составляет около 200 млн людей по сравнению с 45 млн в Украине. И те страны полностью обеспечивают себя продуктами питания, да еще и экспортируют. Правда, Украина также экспортирует сельхозпродукцию – зерновые, подсолнечник и даже сахар. Но насколько рационально при этом используется земля – необходимо рассмотреть, подчеркнул он.
“Структурные показатели таковы – в Украине около 50 млн га земли, пригодной к использованию, из них до 70% задействовано под сельскохозяйственное производство. Европейские страны имеют этот показатель в пределах 30-45%, а в Соединенных Штатах – 26%. Это означает, что они достигли высокой интенсивности производства, тогда как мы распахали все, что только можно распахать”, – считает Иванин.
Такая высокая распаханность привела к деградации земель. Утрачивается гумус, ухудшилась структура, а в результате – невысокие урожаи.
Здесь необходимо сказать о другом показателе. Упомянутые выше 70% сельхозугодий состоят из пашни, пастбищ, фруктовых садов и т.п. То есть, часть земель распахиватся, часть – нет. У нас распахивается до 90% сельскохозяйственной земли, а пастбищ почти нет. Опять же, в европейских странах аналогичный процент не доходит до 50, а в США – 25%.
По мнению специалиста, оптимально для Украины на один гектар пахотных земель должно быть 1,6 гектара пастбищ и 3,5 гектара лесных угодий. Сегодня мы имеем соответственно 0,2 гектара пастбищ и 0,3 гектара лесов. То есть, чтобы сделать использование земель экологически безопасным, чтобы они не теряли свое плодородие, надо раз в восемь увеличить площадь пастбищ и в двенадцать раз увеличить площадь залеснения.
Для рационального использования земли следует также оптимизировать структуру площадей. Потому что в результате предыдущей практики сегодня из 30 млн га пашни около 10 млн га относятся к малоплодородным или непригодным для использования в сельхозпроизводстве. Четверть этой площади появилась за последние тридцать лет.
“Технически это произошло прежде всего из-за водной эрозии. Поскольку когда-то у нас считалось, что на склонах с крутизной до 12 градусов, введя почвозащитную систему ведения хозяйства, можно пахать и сеять. В Европе склоны, круче 5 градусов, никогда не распахиваются, а используются в качестве пастбищ. А мы сейчас имеем 4,7 млн га средне и сильно эродированных земель. Это означает, что пахота на них должна быть прекращена немедленно. А еще есть 12 млн слабо эродированных земель, что в сумме с предыдущими 4,7 млн составляет половину всех угодий”, – заметил заведующий отделом агрохимии.
Вторая наша проблема – увеличение площади кислых земель. Они бывают разные – сильно кислые, слабо кислые и так далее. Их общая площадь составляет сейчас около 4,5 млн га. К началу девяностых годов в Украине существовала служба химизации, которая за государственные средства закупала известь и вносила ее в соответствующие почвы. Потом этого не стало, закисленность начала расти, а внесение извести, между прочим, повышает урожаи настолько, что имеет трехкратную окупаемость, подчеркнул он.
“Хочу еще сказать по поводу залеснения. Леса сохраняют естественное равновесие ландшафтов, увлажнение земли, предотвращают ветровую эрозию. Всей пользы от лесов даже и не сосчитать. Не будем трогать сейчас карпатский регион с его проблемами, а возьмем зоны степи, лесостепи и полесья. На сегодняшний день здесь залеснены лишь 15% территории. Аналогичный показатель по европейским странам – не ниже 26%. В Польше, например, – 28%, в Германии – 30%, во Франции – также почти 28%. Вывод напрашивается один: для нормальной жизни на территории Украины необходима структурная оптимизация использования земли”, – подытожил ученый.