Золотая эра средневековья
Европейский экономический расцвет X – XII века был связан с локальными деньгами. Правило того времени:
Оригинальный текст 1220 года в Saxenspiegel подробно говорит: “Penninge schall me neuyen, als ein neye Herre kumpft” (Монеты должны быть возобновлены везде, где новый господин приходит к власти).
“Скорость обращения денег” — число оборотов определённой валюты в год. Ирвинг Фишер в 1930-х обнаружил простое, но очень важное взаимоотношение между количеством денег (Q), скоростью обращения (V) и экономической активностью (E) и, как следствие, формулу E = QxV. В обычных условиях экономическая активность зависит как от большого количества денег в обращении, так и от скорости, с которой они оборачиваются.
Грэхэм выведет закон из этого процесса: валюты, которые люди не хотят накапливать, оборачиваются быстрее, чем накапливаемые. Примечательно, однако, то, что он выразит это в следующих терминах “плохие деньги вытесняют хорошие”, то есть “хорошие” индентифицируются с функцией накопления больше, чем с функцией обмена.
Про деньги с демереджем
Когда нельзя хранить сбережения в деньгах, их вкладывают в то, что выдержит испытание временем, и будет представлять собой ценность в будущем. Поэтому, вместо того, чтобы копить деньги, их обычно вкладывали в улучшение землепользования, в ирригационные проекты, в производство гобеленов и картин, в разведение крупного рогатого скота, в овцеводство, в текстильные станки, мосты, транспортное оборудование, ветряные мельницы, давильные прессы и даже в строительство соборов.
Лиетар Бернар “Душа денег”
“Титаники” имеют свойство тонуть. Механизм защиты корабля от быстрого затопления общеизвестен – это отсеки с переборками. Но почему же его не применяют в экономике? Почему нельзя сделать такой “непотопляемый отсек” из административной единицы страны? Пусть себе губерния выпускает внутренние деньги! Только это пусть будут деньги с демерреджем – не саморождающие прибыль, требующие срочного вложения, т.к. проценты по ним не накапливаются а наоборот горят! А т.к. деньги местные, то и вкладываться естественно будут в местную инфраструктуру.
Первые деньги – деньги с демерреджем, собственно деньгами не являлись.
Во первых они были жестко приязаны территориально и “ходили” исключительно внутри своей общины/города.
Во-вторых эти деньги “умирали”, как и все в природе.
Когда в ходе развития цивилизации технический прогресс привел производству излишков продуктов (товара) потребовался механизм регулирования товарных отношений – взамен бартера.
Т.е., напр., произведя 10 мешков муки крестьянин не мог сразу мгновенно получить за них всё что ему хотелось. Скажем ему мог понадобится новый плуг, но не сейчас, а следующей весной и т.п. Поэтому он отдавал всю муку в общину и получал взамен брактеат:
Хотя первоначально это были даже не монеты, а серебрянные пластинки от которых можно было отрывать куски “в погашение оплаты”.
1 мешок из этой суммы уходил “за хранение”. Таким образом, любые накопительные функции были исключены в зародыше. Поэтому, такие деньги не являлись оторванной от местной экономики ценностью, не зарывались в клады, а вкладывались в то, что было необходимо всем – ремонт дорог, строительство мельниц, постройки общественных зданий (соборов, монастырей и пр., впоследствии конфискованных новоявленными собственниками).
Короче, эти первые деньги явились более мощным стимулом развития цивилизации, чем современный деньги. Но, так как они не позволяли концентрацию капитала в одних руках, их, естественно, уничтожили в… той самой классовой борьбе (правда не совсем такой, как нас учила КПСС).
Деньги с демереджем – это “когда выгоду получает не тот, кто накопил много денег, а тот, кто избавился от них, вложив в реальное хозяйство, поскольку имеющий много денег сам платит процент за сокрытие денег от оборота. Иначе говоря, при такой финансовой системе тот, кто буквально “зарыл свой талант в землю”, потеряет больше, чем выгадает.”
Читать далее Закат золотой эры средневековья
Статья на тему – От ремесленников к наемным работникам. Причины трансформации экономики от кооперативной к эксплуататорской