В Европе опасения вызывают возобновление работы 2 бельгийских АЭС.
«В Бельгии только что заново запустили две старые АЭС, несмотря на 16 тысяч трещин, обнаруженных в прошлом году в двух реакторах, и недавнем взрыве еще на одном. Они угрожают возникновением нового Чернобыля — катастрофой в самом центре Европы!
Мы на пороге новой эры ядерных рисков. 25 старейших атомных реакторов в Европе были близки или уже превысили 35-летний срок эксплуатации. Это не только европейская проблема: ядерные объекты в США, Японии, Индии и России сталкиваются с тем же.»
А тем временем в Украине:
2 декабря 2013 года на Южно-украинской атомной станции закончился проектный срок эксплуатации энергоблока № 1, который отработал 31 год (на текущий момент 33 года). АЭС не планирует завершать работу энергоблока, а наоборот – продлить срок его эксплуатации до 2023 года.
На Южно-Украинской атомной станции уверяют, что энергоблок № 1 полностью пригоден для продления срока эксплуатации. В частности, в его корпусе – основном элементе, который невозможно заменить, в отличие от других – отсутствуют трещины.
ТРЕЩИН НЕТ! 16 тысяч трещин нашли в 2 бельгийских реакторах. А в украинском реакторе того же возраста — ни одной!
Результаты контроля показали, что в элементах корпуса реактора отсутствуют трещины, отслоения антикоррозионной наплавки», — подчеркнул заместитель главного инженера по модернизации и реконструкции Южно-Украинской АЭС Андрей Биндюков.
Сайт петиций AVAAZ собирает подписи под петицией запретить функционирование устаревших АЭС:
«По мере того как стареют АЭС растет и количество происшествий: высокий уровень радиации в подземных водах был выявлен возле станции всего в 40 километрах от Нью-Йорка, а между 2000 и 2006 годами количество непредвиденных аварий возросло на 50%.
Стареющие АЭС сделали Бельгию символом мировой опасности: в 2014 был установлен рекорд по неожиданным проблемам в реакторах: утечки, трещины и даже взрыв в декабре прошлого года. Эксперты говорят, что это происходит из-за того, что некоторые трещины находятся в «самых уязвимых компонентах» станций, и «если давление в реакторе упадет, то мы получим аварию как в Чернобыле или Фукусиме».
На прошлой неделе около 900 тысяч членов Авааз в Европе выиграли кампанию, требующую международной инспекции, и распространили эту информацию в СМИ. Если сейчас достаточное количество из нас присоединится к прошению, мы сможем заставить управление ООН, оценивающее воздействие на окружающую среду, действовать и закрыть все опасные объекты до полного завершения экспертизы.
В Бельгии сейчас принимаются экстренные меры. Если мы создадим самое большое прошение по обеспечению атомной безопасности, то сможем создать прецедент в Европе и продвинуться к закрытию десятков опасных атомных электростанций по всему миру. Давайте срочно наберем 2 миллиона голосов в поддержку петиции. Подписывайте и делитесь со всеми по почте и в социальных сетях, пока не стало слишком поздно:
https://secure.avaaz.org/ru/belgian_nuclear_shutdown_gl_loc/?bBjjqdb&v=72984&cl=9505913968
Мы на пороге новой эры ядерных рисков. 25 старейших атомных реакторов в Европе были близки или уже превысили 35-летний срок эксплуатации. Это не только европейская проблема: ядерные объекты в США, Японии, Индии и России сталкиваются с тем же.
По мере того как стареют АЭС растет и количество происшествий: высокий уровень радиации в подземных водах был выявлен возле станции всего в 40 километрах от Нью-Йорка, а между 2000 и 2006 годами количество непредвиденных аварий возросло на 50%.
Стареющие АЭС сделали Бельгию символом мировой опасности: в 2014 был установлен рекорд по неожиданным проблемам в реакторах: утечки, трещины и даже взрыв в декабре прошлого года. Эксперты говорят, что это происходит из-за того, что некоторые трещины находятся в «самых уязвимых компонентах» станций, и «если давление в реакторе упадет, то мы получим аварию как в Чернобыле или Фукусиме».
А тем временем в Национальной энергогенерирующей компании «Энергоатом», которой принадлежат все атомные станции в стране, уверяют, что продление срока эксплуатации энергоблока на станции – экономически обосновано и абсолютно безопасно.
«Во-первых, решение принималось в соответствии с Энергетической стратегией Украины до 2030 года, где прописана необходимость продлевать срок эксплуатации действующих реакторов. Во-вторых, продление срока работы обойдется примерно в 2,5 млрд долларов, а строительство нового может достигнуть и 4 млрд, — рассказывают в «Энергоатоме». – К тому же, энергоблок был исследован, его ресурс вполне позволяет продлить срок его эксплуатации еще на 20 лет. Это не локальное решение – его пригодность подтвердили МАГАТЭ, Госинспекция ядерного регулирования, 25 экспертов».
Что касается безопасности при продлении срока работы блоков, эксперт подчеркивает – в Украине один из самых высоких уровней безопасности атомных электростанций. Во многом благодаря Чернобыльской аварии. «После Чернобыля был реализован ряд программ и поднят уровень безопасности до одного из самых высоких в мире. Даже миссии МАГАТЭ отмечают, что станции у нас безопасней, чем в той же Японии, США и Европе», — говорит Дмитрий Марунич.
В Национальном экологическом центре (НЭЦУ) в свою очередь заявляют, что «Энергоатом» не выполнил полсотни требований Международного агентства атомной энергии (МАГАТЭ) и частично не внедрил рекомендации, разработанные после аварии на японской АЭС «Фукусима-1» в 2011 году.
Существует такое понятие, как «допустимое количество циклов расхолаживания». При любой остановке работы реактора – например, в случае какой-либо внештатной ситуации – его температура быстро падает. Все знакомы с основами физики – от холода металл сжимается. А это приводит к износу оборудования. «В результате, в корпусе могут возникнуть микротрещины, которые в дальнейшем, при следующем прохождении циклов, будут становиться больше, — объясняет Татьяна Вербицкая. – В проекте энергоблока № 1 было заложено 90 циклов расхождения, но на 14 октября этого года их было уже 91».
В Национальной академии наук Украины отмечают, что в Украине максимальный срок эксплуатации атомных реакторов действительно 20 лет. Но это не значит, что продлить их эксплуатацию с точки зрения безопасности нельзя. «Работу энергоблоков можно продлить до 50-60 лет. Для этого нужно выполнить ряд обязательных мероприятий и получить соответствующие разрешения.
Осталось выяснить, кто же из них брешет, когда закончится шапкозакидательство и самое главное — когда власть наконец-то задастся вопросом, ГДЕ брать электроэнергию, когда атомные станции начнут взрываться или их все же придется закрыть…
Вячеслав Горобец
2022: Что опыт Франция говорит нам о будущем атомной энергетики
Энергетический кризис в Германии, вызванный ее зависимостью от российского газа, в последнее время стал предметом многочисленных комментариев, причем некоторые обвиняли в этом решение о закрытии своих атомных электростанций. В самом деле, в Германии даже возникло тщательно спланированное движение за то , чтобы якобы забыть прошлую оппозицию и принять атомную энергию.
Однако очень немногие видят более широкую картину, в которую входит Франция, страна, приверженная ядерной энергетике , и которая находится в гораздо худшем положении. Производство электроэнергии во Франции значительно дороже, чем в Германии, и многие из ее атомных электростанций находятся в плохом состоянии. На данный момент Франция является страной в Европейском союзе, которая больше всего рискует достичь непомерных цен на электроэнергию и отключить электроэнергию следующей зимой .
Стоимость мегаватт-часа во Франции сейчас в десять раз выше, чем в среднем в период с 2010 по 2020 год, и составляет около 500 евро. В Германии, где также ощущается рост цен, они также высоки, но колеблются между 350 и 370 евро. Во Франции атомные электростанции, которые обычно обеспечивают 70% ее энергии, теперь обеспечивают только около 59%, потому что только 26 из 57 реакторов находятся в эксплуатации, что вынуждает страну прибегать к электростанциям с комбинированным циклом, энергии ветра и импорту.
Цены на электроэнергию во Франции регулируются для потребителей, но французские компании должны платить их в полном объеме, из-за чего французский оператор EdF сейчас судится со своим владельцем, французским государством.. Этой зимой ожидается, что цена достигнет 1000 евро за мегаватт-час или даже 2000 евро в некоторые временные интервалы, что более чем вдвое превышает цены, ожидаемые в Германии. Если к тому же осенью дует слабый ветер, а зима окажется холоднее, чем ожидалось, риск отключения электроэнергии во Франции весьма значителен. Французскому государству уже принадлежит 84% акций EdF, но, возможно, ему придется выкупить их целиком, чтобы выплатить компенсацию компаниям за отключение электроэнергии, что является еще одним доказательством того, что атомная энергетика всегда является бездонной ямой, которая обходится налогоплательщикам. Это вещи, которые вам никогда не скажут те, кто получает зарплату от ядерного лобби.
Что происходит на французских атомных электростанциях ? Во-первых, изменение климата привело к тому, что температура воды в реках достигла такого уровня, при котором атомные электростанции не могут отводить свою охлаждающую воду, не вызывая экологических катастроф. В условиях потепления атомные электростанции и утилизация их контуров становятся все более серьезной проблемой. Кроме того, многие из ядерных реакторов Франции уже очень старые и требуют капитального ремонта. Содержание атомных электростанций чрезвычайно затратно и требует постоянного притока субсидий из государственных денег . Вопреки всем тем несведущим людям и политикам, которые считают, что атомная электростанция — это то, что устанавливаешь «и все», реальность такова, чтоперерасход средств на строительство заводов колоссален , это означает , что на строительство заводов уходит много лет , и они обходятся намного дороже , чем планировалось . Это не «давайте построим несколько реакторов и решим весь вопрос». Это просто так не работает.
Реальность такова, что ядерная энергия слишком медленная и слишком дорогая, чтобы быть решением климатической катастрофы . Но кроме того, у него есть дополнительная проблема: он работает только в стабильном мире, без политических и климатических проблем. Если каждый раз, когда происходит повышение температуры, электростанции приходится отключать, потому что они выбрасывают чрезмерно горячую воду и вызывают экологические катастрофы, и каждый раз, когда иностранная держава решает напасть на нас, атомные электростанции, как мы видим на войне, в Украине приоритетная цель, у нас проблемы. Но более того, эти нападения происходят не только в военное время, что делает атомную электростанцию постоянной опасностью .
Если мы добавим к этому постоянно игнорируемую — и, по сути, неразрешимую — проблему отходов и тот факт, что ядерная энергетика не устраняет зависимость от России, учитывая, что она доминирует в цепочках поставок отрасли , становится все менее и менее удивительным, что все те, кто когда-то занимавшие ответственные должности в этой отрасли, теперь отвергают это как решение чего-либо. Будь вы бывший премьер-министр Японии , руководители регулирующих органов США , Германии и Франции , соглашение полное и недвусмысленное: будущее энергетики не может быть ядерным .