Владельцы отелей на Азовском море в этом году гребут бабло лопатой. Недострои спешно достраиваются.
Но, как показывает жизнь, количество бабла, увы, никоим образом не меняет самосознание. Возможно, разве что, его (бабла) отсутствие что-то изменит. Но это нам еще предстоит выяснить…
А пока, ни рост цен, ни рост количества туристов и доходов никак не повлиял на понимание местными предпринимателями смысла выражения «спільна власність» и его значение…
Выражается это в том, что пресная вода, как и 10 лет назад возилась на осликах и ЗИЛа, так возится и сейчас. В душ и рукомойники в целях экономии стали заливать соленую морскую воду, потому как доставка пресной воды, надо понимать, сильно подорожала.
Решения, которые можно внедрять для вододефицитных областей давно известны. В Израиле большая часть пресной воды производится искусственно, путем опреснения морской воды и последующей очистки обратным осмосом.
Более того, в том же Израиле возвращается примерно 70% очищенной воды на нужды сельского хозяйства и промышленности. Это не только лучший показатель в мире, это феноменальный показатель. Испания занимает второе место в этой сфере, и она возвращает лишь 15% очищенной воды.
В Саудовской Аравии, где подземных запасов пресной воды нет совсем, строятся все новые и более совершенные опреснительные заводы.
Сегодня Саудовская Аравия и ОАЭ отличаются самыми солидными объемами опреснения воды не только в регионе, но и в мире (см. рис. 5). В апреле 2014 г. в Саудовской Аравии открылся крупнейший в мире завод, производящий 1 млн куб. м воды и 2,6 тыс. МВт электроэнергии в сутки.
На сегодня ни власть, ни, тем более, предприниматели южных курортных регионов Украины не озаботились таким перспективным инвестиционным проектом, как строительство небольшого завода по опреснению и очистке воды и прокладке водопровода общего пользования, для поддержки будущих доходов отрасли и развития курортной инфраструктуры. И через 10 лет, видимо, и дальше будут завозить воду на осликах…
До сих пор на пляжах вы не встретите ни одной раздевалки или биотуалета. Поэтому, время от времени можно увидеть проплывающие по воде какашки тех, кто не смог или не захотел добежать до своего номера в гостинице…
Нет регулярной уборки мусора с пляжа (которые по логике вещей должны быть закреплены за прилегающими к ним гостиницами), и как вторая сторона проблемы — нет баков и мусорников для отдыхающих, поскольку владельцы отелей не могут между собой решить, кто же будет платить за их вывоз…
Видимо, рост доходов не сказался на социальной ответственности местных предпринимателей. Никак не сдвинул мышление с жажды сиюминутных доходов на инвестиции в будущее и улучшение инфраструктуры и привлекательности региона. То, что они делают — это пожинают плоды внезапного исчезновения региона-конкурента в данном ценовом сегменте…
Важным фактором, который мог бы существенно сдвинуть ситуацию с мертвой точки, является государство, которое, видя стратегическую перспективу, стимулирующими и регулирующими методами (кнутом и пряником) могло бы принудить местных предпринимателей к развитию. Помочь с капитальными затратами. Но государству, увы, сейчас не до этого — оно самоустранилось из этой сферы.
Вся достопримечательность этого региона — это море. Его местные сообщества получили задаром, и поэтому не очень-то и ценят, браконьерствуя и не заботясь об охране окружающей среды и приумножении природных и общественных ресурсов.
Поэтому, с открытием границ и появлением альтернатив, регион и дальше будет оставаться на уровне советского люмпен-сервиса, с соленой водой в умывальниках и общепитом на уровне «Куукуруза сладкая, сочная молочная! Креветулечка! Пааахлава медовая! Хаааааааааааачапури!»