В этой стране с момента независимости ничего не делалось в интересах государства и народа. Все решения и законы принимались под благовидным предлогом в интересах конкретных людей или группы лиц, находящихся у власти.
Когда нужно было раздербанить пост-советское имущество, распаевали землю и колхозы, провели приватизацию, выпустили ваучеры, скупив их по дешевке, нужные люди стали владельцами предприятий. Сейчас, когда нужно продать землю китайцам или транснациональным агрохолдингам, говорят противоположное — а давайте создадим государственный земельных банк и консолидируем «неиспользуемые паи» и спадщину, выкупим в госсобственность землю обратно. Ну и конечно, создадим свободный земельный рынок, чтобы каждый селянин мог свободно распоряжаться своей собственностью и получить за нее достойную цену. Ваучеры помните, как свободно распорядились своей долей в предприятии большинство граждан и какая была справедливая цена? Бутылка водки в большинстве случаев.
Когда понадобилась контролируемость и управляемость местных советов, провели разукрупнение сельских советов и районов (разделяй и властвуй). А сейчас, когда перспектива новых кредитов накрылась медным тазом, запели противоположное — об «объединении и укрупнении громад». Не ради блага народа — просто потому что деньги закончились. Потому что бабло у государства банально закончилось. И государство больше не в состоянии содержать прежнюю инфраструктуру. И поэтому, вместо 4-х амбулаторий надо оставить одну. Вместо 3-х школ и садиков — один. Аналогично поступив с другими коммунальными предприятиями и работающим на них персоналом. И передать все это на балансы местных советов. Не можете содержать? Так закройте их совсем!
Именно в этом смысл «медицинской реформы», которая разрушила в нескольких регионах сеть первичных медицинских учреждений и усугубила проблему здравоохранения в Украине. И потом плавно переросла в ущербную концепцию «децентрализации» всеукраинского масштаба.
Децентрализация — это хорошо. Мы за децентрализацию. Наконец-то появятся эффективные менеджеры, которые будут мотивированы провести инвентаризацию ресурсов и направить усилия на безубыточность, недотационность, на то, чтобы начать зарабатывать деньги на развитие (содержание тех же школ и больниц, а может и строительство новых). Мы будем привлекать инвестиции, или создавать условия для новых бизнесов, чтобы собирать больше налогов для развития своих регионов. Сам заработал — сам и потратил. Жить по средствам! Ведь правильно?
— Нет нет! Налоги по-прежнему перечисляйте в Киев! Вот как раз этого децентрализация не касается. Нам оттуда виднее, как их грамотно распределить! Зачем вы вообще говорите такие глупости?
В том числе от распиаренного экологического налога («большая часть которого остается в местных бюджетах), сельский совет получит только 25%.
А на остальные деньги областной совет, как и в прошлом году купит «мусоровозы, снегоуборочную технику и оборудования для обрезки деревьев»). Т.е. засирать будут села, а за счет этого, например, Днепропетровск будет решать свои жилищно-коммунальные проблемы, никак не связанные с экологией вообще и нашего села — в частности.
Новый Закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно целевого направления экологического налога», вступивший в силу с 1 января 2016 года, возобновляет действие старых норм. То есть не в общий, а в специальный фонд Государственного и местных бюджетов будут зачисляться доходы от экологического налога. А пропорции в этих поступлениях остаются все те же. В частности:
20% экологического налога зачисляются в специальный фонд Государственного бюджета Украины (кроме экологического налога, который взымается за создание радиоактивных отходов или их временное хранение сверх установленного лицензией срока и зачисляется в спецфонд Госбюджета в полном объеме);
80% экологического налога зачисляется в специальный фонд местных бюджетов (кроме экологического налога, который взимается за создание радиоактивных отходов или их временное хранение сверх установленного лицензией срока и зачисляется в спецфонд Госбюджета в полном объеме), в том числе
25% — в сельские, поселковые и городские бюджеты, бюджеты объединенных территориальных громад;
55% — в областные бюджеты (и Автономной Республики Крым);
80% — в бюджет города Киева (и Севастополя).
Средства местных и Государственного фондов охраны окружающей природной среды могут использоваться только для финансового обеспечения осуществления природоохранных мероприятий. А также мероприятий для соблюдения нормативов экологической безопасности, уменьшения влияния загрязнения на здоровье населения, — говорится в Законе.
Государство не в состоянии больше содержать стареющий жилищный фонд, переложив все дальнейшие расходы на плечи его владельцев законом «Про особливості здійснення права власності в багатоквартирних будинках».
Можно приводить еще много примеров, смысл у которых один — это констатация факта, что у государства-банкрота банально кончилось бабло. Однако, как в том анекдоте про папу-алкоголика и сына, оно упорно не желает «меньше пить». Это вы, говорит нам государство, теперь будешь меньше есть.
Я всегда говорил и продолжаю говорить, что настоящая независимость и истинная децентрализация начинается с бюджетов! А то, что сейчас происходит — это фэйк: все доходы — в Киев, все расходы — на места.
При этом власть решает еще одну “проблему”. Самосознание и гражданская активность людей растет. Депутаты и мэры уже далеко не такие управляемые как раньше. Некоторые даже позволяют себе иметь личное мнение! Чтобы укрощать строптивых, краник от ресурсов должен быть в одних руках: при необходимости ведь можно и перекрыть — кому бюджет, а кому газ.
Кстати, энергетическая децентрализация нам еще предстоит. И лучше, если бы мы начали ее сами…