Самого безупречного чиновника, которого знала история, звали Понтий Пилат.
По крайней мере, на отрезке его взаимодействия с одним полусумасшедшим (как казалось прокуратору) бродягой, на которого ополчилась местная администрация.
Находясь практически в военных условиях (оккупация, партизаны, нападающие на римских солдат, народное брожение и интриги местной элиты), Пилат:
– провёл справедливое расследование,
– лично интервьюировал обвиняемого,
– публично декларировал его невиновность,
– столкнувшись с ожесточённым желанием местной элиты наказать бродягу, велел его избить и сообщил, что смутьян уже примерно наказан,
– пытался повлиять на решение толпы в пользу обвиняемого,
и только, столкнувшись с “волей народа”, умыл руки.
Анализ его действий, особенно, в контексте, показывает, что по сравнению с любым Украинским, да и любым западным чиновником, Пилат повёл себя практически, как святой.
Он непросто разобрался досконально и лично в пустяковом для уровня Римского прокуратора деле, он ещё и сделал массу личных, человеческих усилий уже за пределами должностных инструкций, протоколов, служебных обязанностей и политических соображений, пытаясь спасти этого человека, “esse Homo”.
Человек, которого он старался спасти, погиб страшной смертью.
Вся эта история показывает нам удивительно отчётливо, что:
– честного исполнения служебных обязанностей недостаточно;
– честных попыток помочь кому-либо за пределами инструкций – недостаточно,
– честных попыток найти приемлемое решение в “реальной политической логике” – недостаточно,
– честного желания отыскать наилучший компромисс в “рамках возможного” – недостаточно.
– “воля народа” – ничего не значит.
Истинное значение имеет только движение от человека – к человеку: когда несмотря на- и вопреки всему, ты или спасаешь его, здесь и сейчас, или – не спасаешь.
Не спасаешь, хотя со всех других точек зрения, твоё поведение – безупречно.
И даже – больше.
Сколько раз я слышал от украинских чиновников, больших и малых:
– я сделал все!.. Я не спал ночами, я рванул одеяло, я заставил все управление работать.
А то, что проблема не была решена – это смежники подкачали.
Конечно, не все могут повлиять на все обстоятельства.
Конечно, человек раз за разом оказывается бессильным перед логикой огромного потока, который движет вещи на этой Земле.
Ошибка Пилата (единственная) была не в том, что он не спас бродячего проповедника.
А в том, что он умыл руки.
Прошло две тысячи лет, Украина проходит воистину библейский разлом истории, и беспокоит не столько падение ВВП, сколько количество чисто вымытых рук.
Как будто и не было в далёкой Палестине, дороги и пыли, взбитой ногами человека, которого распяли согласно всем должностным инструкциям.