Донецкая область. Танковый батальон «Зверобой», куда мы в который раз приехали с Фонд Оборони Країни настраивать связь и отдать собранную волонтерами фонда помощь и оборудование.
Как всегда — пригласили нас пообедать. Меню небогатое, из простых армейских продуктов, но приготовлено вкусно, с душой. Разговор как всегда — про службу, обстановку на фронте, про людей.
Узнал я, что один из офицеров батальона — со Львова. «И все-таки люди там, на Западной, другие, — говорю.
«Всі однакові, всі українці. Як це — «другие»?, — спросил львовянин, тучный добродушный дядька, нахмурив брови.
«Нет этой рабской индустриальной психологии, характерной для восточных промышленных областей: «Ты начальник, я — дурак». Народ там свободолюбивый, независимый, имеющий свое мнение во всем и главное — умеющий его отстаивать. Западная Украина, даже в кризис строится, выглядит чисто, аккуратно и уверенно смотрит в будущее. Психология восточных областей сформирована под давлением индустриальных гигантов, на которых завязана жизнь и заработок большинства населения. Стадный инстинкт, безинициативность и ожидание подачки от начальства — вот что старшее поколение вынесло из пост-социалистической эпохи. Отсюда все качества, которыми мы «радуем» остальную Украину, подчиняясь авторитетам, веря предвыборной лапше и снова и снова выбирая регионалов в надежде на сильную, «справедливую руку» — развил я свою мысль.
Львовянин вначале оскорбился, но через минуту разговора вспомнил такую историю из недавнего прошлого:
С продуктами питания в местных школах туго. Часто бывает так, что школа находится на территории, подконтрольной Украине, а вот райцентр, который должен перечислять деньги — в «ДНР». Поэтому питания для школьников в местных школах сейчас не предусмотрено вообще. Денег нет. Так вот, часто привозят продуктов в батальон с излишком, нет в таком количестве необходимости, вот и решили военные отвозить излишки по местным школам и детсадам.
Отже, привозимо ми крупу, борошно, цукор у мішках до однієї школи. Ось, мовляв, вам на харчування діточкам. Вони дуже вдячні, швидко швидко так відкрили мішки, розфасували по кульочках, поділили. Подякували та запитують «А хто ж все це буде готувати?»
Ми не зрозуміли відразу… Як це — хто? Ви ж громада, та це ж ваші діти, збирайтися, вирішуйте між собою, з батьками. Ви якось вже самі вирішуйте це питання. Вони кудись побігли, перезвонювались, міркували, через деякий час приходять:
— Так, ми вирішили це питання, знайшли хто будет готувати, знайшли людей!
— Ну то добре, — кажу.
— Але ж хто їм за це ЗАПЛАТИТЬ?
— … 8-( )
«Ось тут я напроч мови лишився… Отакі люди…» — закончил он свою историю….
«Ну, давай ще по чарці!»