Я устал это повторять тем, кто пытается мерить происходящие в ней процессы и личностей общечеловеческими мерками.
Я не говорю о тех, кто откровенно врёт про то, что в каждой второй церкви “Московского патриархата” идет агитация за русский мир. Я о тех, кто слушает и тиражирует подобные бредни, призывая выгнать “московских попов” из Украины – это дескать 5-я колонна.
Да, я помню, часть духовенства поддерживали Януковича в 2005, и те, кто вел открытую агитацию – давно раскаялись в этом. И многие извлекли урок из этой ошибки: это еще раз говорит о том, как опасно использоваться церковный авторитет для достижения мирских целей, потому что часто они ошибочны и выглядят совершенно не тем, чем являются. Церковь не может критиковать или поддерживать власть. Церковь может осуждать и критиковать грех, как призывал Христос, который говорил что царство Его не от мира сего..
Мы, осуждая действия священнослужителей за поддержку режима Януковича, сегодня снова требуем от церкви “одобрить или осудить”, “поддержать или отвергнуть” режим нынешний, внешний, внутренний. Мы хотим, чтобы церковь соответствовала нашим чаяниям, убеждениям и взглядам, не задумываясь о том, насколько они могут быть ошибочны или греховны.
Политическая конъюктура меняется, и те, кого мы сегодня превозносим, через время снова будут прокляты миром, как и то духовенство, которое их поддерживало. Мы знаем, как непостоянна человеческая природа, и только Христос вчера, сегодня и вовеки – тот же.
Кто знает, насколько далеко мы зайдем, призывая изгнать “московских попов”, как 5-ю колонну и основать “чистую поместную Украинскую церковь”? Ведь среди нас немало тех, кто считает что во всем виноваты жиды. А давайте выгоним заодно и их? Зачем украинцам синагоги? А как насчет католиков и греко-католиков. С центром, пусть не в Москве, но в Ватикане. Среди них что – мало гомосексуалистов и педофилов? Украинская церковь должна быть для украинцев. А потом, возможно, стоит задуматься и начать проверять священников по генетическому признаку, нет ли у него москальской или жидовской крови?
Увы, попытки трактовать действия церкви по собственному ущербному разумению приводит только к одному – разделениям, расколам и новым сектам “по интересам”. Христос с его неудобным учением, где нет “ни иудея, ни эллина, ни раба, ни свободного, ни мужесктого пола, ни женского” там оказывается лишним…
Часто моральным мерилом церкови являются ее иерархи. Мол, если святейший архиерей порочен, то как можно доверять всей церкви? А разве в древние времена у нас не было плохих иерархов? Взять к примеру средневековье, Византию, или даже времена первых Вселенских соборов? Разве не сказал Христос, что “Я пришел призвать не праведных, но грешных” /Мф.9,12-13/
Церковь учит: Священник лишь ваш помощник на пути к Богу, к Которому вы и должны идти. Он лишь желоб, по которому течет благодать Божия. Сам по себе желобок (священник) может быть ржавый, гнилой, но бегущая по нему вода – чистая.
И если уж быть объективным, каждый священник, какой бы конфессии он не принадлежал – это человек, имеющий право на собственные взгляды и мнение. Среди них немало активных патриотов, которые мечтают об автокефальной украинской церкви, возят помощь в АТО, а некоторые даже не поминают патриарха Кирилла. Не по церковным канонам, но по своей эмоциональности или человеческим заблуждениям. Забывая о том, что империи, государства и политики приходят и уходят, а Христова церковь незыблима уже более 2 тысячелетий и “до скончания века”. “Ты еси Петр и на сем камене созижду церковь Мою и врата адовы не одолеют ея”.
Не поминать патриарха Кирилла? Тот, кто ставит законы Христовы выше сиюминутной политической целесообразности, помнит о том, что Он заповедовал молиться даже о ВРАГАХ. Не говоря уже о заблудших или тех, кто в прелести или соблазнах: “Молящийся о врагах своих собирает на их главах раскаленные угли”. “Мне отмщение, Аз воздам, говорит Господь (Рим. 12:19)”.
Так почему бы и не поминать? Наоборот, надо усилить молитвы за патриарха и вразумление тех, кого он окормляет.
“Сила Божия – в немощи человеческой проявляется”. А не в ненависти и злобе к окружающему миру. Подумаем над этим…
Вячеслав Горобец