Cотни гениальных и просто полезных продуктов появились на рынке благодаря краудфандингу — новой форме привлечения финансовых ресурсов от большого количества людей (от англ. Crowd — толпа и Funding — финансирование). Люди добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе — как правило, через Интернет, — чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов) с целью реализации продукта или услуги, помощи нуждающимся, проведения мероприятий и другой общественно полезной активности.
На этом фоне особенно контрастно выглядит ситуация в украинском политикуме, которая застыла в своем развитии с начала 90-х. Мы всё больше говорим о смене системы, но снова и снова пытаемся играть по старым правилам: партия в нынешних условиях — не более чем временный политический проект, общественная организация — театр одного актера. В итоге преимущество всегда получает тот, у кого больше денег. А способные, творческие, инициативные личности часто остаются недооцененными, незадействованными в процессе или даже просто незамеченными.
Кому принадлежат СМИ? Правильно — тем, у кого есть деньги. Бан в медиа — сколько бы ты не упирался, если ты отсутствуешь в медиапространстве, для большинства тебя не существует вообще. И наоборот, при поддержке инфоресурсов результат достижений может быть умножен на 10. Что сказывается не только на эффективности, но и на мотивации активиста.
Так называемый «социальный» (неденежный) краудфандинг хорошо работает в соцсетях. Да, денег на поддержку активиста никто не тратит, но лайками и репостами мы делаем его известным. Благодаря этой технологии вначале стали звездами Фейсбука, а потом уже и политиками и просто известными людьми такие личности как Дмитрий Тымчук, Семен Семенченко, Юрий Романенко и другие.
Политики «с низов»
Мы уже напрямую финансируем армию и добровольцев, и это работает. Почему бы не проделать то же самое с политиками? Выдвигать «с низов» людей, которым мы доверяем, помогать им, и впоследствии делегировать им полномочия — так, как это и должно работать в идеале. А не оказываться перед каждыми выборами в ситуации, когда снова и снова нужно выбирать из 2-х и более зол.
Чтобы политик был действительно народным, его должен выдвинуть народ. Не только выдвинуть, но и профинансировать. Используя известные и проверенные механизмы — праймериз, пожертвования, благотворительные взносы. В противном случае — о какой независимости можно говорить, если «народный кандидат» (марионетка) получает деньги на предвыборную кампанию из кармана олигарха? Или сам же таковым и является…
ITшники как финансово устойчивая социальная группа могли бы выдвигать своих политиков, а те, в свою очередь, могли бы лоббировать их интересы.
Сам процесс такого краудфандинга можно было бы превратить в уникальное интерактивное шоу. Как на этапе первичного финансирования, так и при разработке «проекта». Прозрачность получения и эффективность расходования полученных средств можно контролироват онлайн и корректировать в режиме реального времени путем «моментальных референдумов» и электронного голосования (того, что давно уже надо бы сделать на уровне страны).
Регулярные отчеты кандидата о проделанной работе, ее результативность напрямую влияли бы на дальнейшее финансирование. В процессе этой работы можно наладить вертикальные связи, вырабатывать эффективные механизмы принятия и имплементации решений — всего того, чего так не хватает нашей верхушке (или что сознательно ею игнорируется). Предельно честно, прозрачно и открыто.
Кандидат от IT-коммьюнити
Члены «IT-профсоюза» как наиболее рационально и логически мыслящая категория современного мира могли бы привнести много нового не только в отбор и корректировку работы общественников и кандидатов, но и в сам процесс законотворчества и рационализацию процессов на уровне государства. Многие сферы регулируемы, некоторым не хватает автоматизации. Сколько идей, выдвинутых IT-сообществом, и с его помощью можно было бы реализовать! А начать можно с малого — например, отработав предлагаемые модели на небольших районах.
Сам процесс такого краудфандинга можно было бы построить по принципу Kickstarter — кандидат делает презентацию, рассказывает о себе, о команде, знаниях и достижениях. Сюда можно было бы добавить рекомендации тех, кто его знает и доверяет. И начать сбор пожертвований. Даже не пожертвований, а скорее взносов. Сумма может быть меньше, но она должна быть регулярной, чтобы можно было планировать работу на ближайшее будущее (по такому принципу, как это делает известный сайт создания общественных петиций «Авааз»).
На Кикстартере с достижением определенной суммы сборов открываются новые «уровни» развития продукта, а каждый, кто вносит определенную, более-менее значимую сумму, может рассчитывать на вознаграждение, начиная от записи на «Доске почета» и заканчивая преимуществом первоочередного получения товара в особой упаковке или с гравировкой золотом своего имени на нем.
Какие же «плюшки» могут получить «бэкеры» политика? Всё это нужно обсуждать с сообществом, но первое, что приходит в голову, — внеочередное право доступа «к телу» для юридической или другой консультации в рамках компетенции кандидата. Надо понимать, что политики и общественники — это «люди-социальные сети». Общаясь со многими по роду деятельности и имея разнообразные связи, они могут решать широкий спектр проблем, просто «стыкуя» нужных людей друг с другом. А если таких политиков будет несколько, объединяя усилия, они могут лоббиторовать интересы целой отрасли или территориальной единицы.
Недавно тут проскочила хорошая статья, ставящая важные, глубокие вопросы: «Что дальше, программист?». Влиять на что-то большее, чем исполнение кода. Реформировать общество. Делать жизнь окружающих лучше. Чем не ответ на этот вопрос? Мы ведь можем себе это позволить?
Вячеслав Горобец