Эбола – это коллапс экосистемы

0
1951

Мировая окружающая среда разрушается и гибнет под тяжестью неравномерного перенаселения и утраты экосистем.

«Либо мы научимся ограничивать потребности и делиться – либо это конец бытия». – Глен Барри.

Волна эпидемии эболы является результатом всеобъемлющей экологической и социальной деградации, в том числе утраты тропических лесов, перенаселения, бедности и войн. Эта экологическая и человеческая трагедия, которую можно предотвратить, говорит о том, как далеко мир зашел по гибельному пути уничтожения экосистем, гротескного неравенства и несправедливости, религиозного экстремизма, националистического милитаризма и возрождающегося авторитаризма, что угрожает человеческому роду и самому существованию планеты.

Все люди действительно напуганы нарастающей эпидемией эболы, а точнее, выражение опасений по поводу причинно-следственных связей НЕ является попыткой спекуляции на трагедии. Происходящие события имеют причину, и эболу можно было предотвратить; равно как и будущие потенциально более мощные катастрофы, по правде говоря, можно предвидеть и избежать.

Единственной великой истиной, стоящей за трагедией эболы, является тот факт, что человечество систематически разрушает экосистемы, которые делают Землю обитаемой. В частности, предпосылки для вспышек эболы и иных новых болезней усугубляются вырубкой лесов1. Экспоненциально растущее население и потребление, будь то сельское хозяйство ради выживания или добыча сырья для предметов роскоши, продвигается всё глубже в дебри девственных африканских лесов, где циркулировала эбола до того, как передалась человеку.

Доведенные до нищеты общины в Западной Африке всё больше впадают в отчаяние и едят зараженную «дичь», вроде горилл и летучих мышей, подвергаясь контакту с инфицированной кровью диких животных. Всё более и более редеющие леса, исчезающие под воздействием изменения климата, вынуждают летучих мышей искать иные места обитания, которые зачастую оказываются среди людских поселений.

Порядка 90% девственных лесов Западной Африки уже утрачено. Послевоенным правительством президента Эллена Джонсона Сирлифа более половины девственных лесов Либерии недавно было продано под промышленную заготовку. Лишь 4% лесного покрова Сьерра Леоне сохранилось до наших дней, но ожидается, что и они вскоре полностью исчезнут под давлением лесозаготовки, сельского хозяйства и горнодобывающей промышленности.

Мое недавно опубликованное рецензированное исследование2 по утрате экосистем и разрушению биосферы показывает, что естественных экосистем уже уничтожено больше, чем мировая окружающая среда может выдержать, не разрушаясь в целом. Недавно опубликованные научные отчеты говорят о том, что 50% диких животных планеты погибло (фактически было истреблено) за последние 40 лет3.

Утрата естественных ареалов обитания имеет последствия. Свидетелем и участником гибели глобальной экосистемы является каждый из нас.

Существуют также и социальные пороки, которые потенциально способствуют глобальным пандемиям. Возрастающее неравенство, безнадежная нищета и отсутствие справедливого правосудия угрожают самому бытию человечества и Земли. Эти пороки, вместе с разрушением глобальной экосистемы, приводят к росту националистических войн, миграции и расцвету авторитарного корпоратизма. Десятилетиями Западная Африка была опустошаема войнами и бедностью, и по сей день нет признаков их ослабления, особенно после того, как естественная среда для устойчивого развития, основанного на общинном хозяйстве, практически исчезла.

Войны порождают болезни. Тот факт, что последняя огромная вспышка глобальной пандемии гриппа 1918 года, которая, по разным оценкам, унесла жизни от 50 до 100 миллионов человек, разгорелась в то время, когда ужасы Первой мировой войны подходили к концу, не является случайным совпадением. Условия, при которых экосистемы повреждены вследствие перенаселения и бедности, почти не отличаются ­– в любом случае результатом являются опустошенные территории, которые представляют собой базовую среду для болезнетворных организмов.

Экологический коллапс Западной Африки заставил людей контактировать с кровью зараженных животных, вызывая эпидемию эболы. Как только человеческая инфекция появляется в экологически незащищенном, одержимом конфликтами, перенаселенном и доведенном до крайней нищеты обществе, назревает пандемия. Поскольку вирус эболы угрожает стать эндемичным для данного региона, это потенциально создает постоянную базу, с которой инфекции могут продолжать неограниченно распространяться по всему миру.

После терактов 11 сентября Америка по мере своей милитаризации сокращает все прочие расходы, и видит нейтрализацию источников конфликтов в развязывании перманентных войн. Африке нужны врачи, а США направляют войска. Как терроризм, так и инфекционные болезни лучше всего предотвращаются долгосрочными инвестициями в справедливые методы борьбы с бедностью и удовлетворение человеческих потребностей, включая всеобщее здравоохранение, трудоустройство, обеспечивающее прожиточный минимум, образование, планирование семьи, а также развитие глобальных возможностей быстрого медицинского реагирования.

Мы все в одной лодке. Наша перенаселенная, чрезмерно потребляющая Земля, на которой хозяйничают несправедливые люди, продолжает бешено крениться к разрушению биосферы, по мере того, как потребление в абсолютном масштабе душит природу. Население Западной Африки, составлявшее в 2010 году уже 317 миллионов человек, всё ещё продолжает расти на 2,35% в год, и за 25 лет должно увеличиться примерно вдвое, даже при жуткой нищете, отсутствии элементарных удобств, утрате экосистем и распространении эпидемий. Такая ситуация ни в коем случае не может быть устойчивой ни экологически, ни социально, и может завершиться только крахом.

Справедливая судебная система, образование, контрацепция, снижение налогов и другие факторы стабилизации и сокращения темпов прироста численности населения являются основополагающей частью справедливого и экологически рационального будущего. В противном случае Земля будет ограничивать численность населения эболой и более страшными бедствиями. Возможно, это уже происходит.

Мы все одна большая человеческая семья и в глобальном мире ни один народ не является замкнутым сам на себе. Не инвестируя в сокращение бедности и удовлетворение базовых человеческих потребностей в Африке и в мире (даже если временно обогащаться за счет выкачивания ресурсов и разрушения естественных экосистем), чрезмерно развитый мир тем самым убеждается, что большая часть мира становится благодатной почвой для болезней и войн. Не существует способа оградить Европу и Америку от социальных и экологических бедствий, когда они захлестывают остальное человечество.

Когда богатые игнорируют бедность, а также экологический и социальный упадок, лживо полагая, что это не их проблемы, случается эбола. Ни для кого более не может быть благополучия, пока миллиарды людей живут в беспросветной нищете на пару долларов в день, в то время как несколько сот людей контролируют половину благосостояния Земли.

Либо мы научимся ограничивать потребности и делиться – либо это конец бытия.

Айпэдами и парковочными местами Уолмарта сыт не будешь. Благополучие может дать только здоровая земля и сбалансированные экосистемы. Лысая обезьяна с развитым большим пальцем руки, однажды показавшая значительный потенциал развития, на поверку оказалась бесконтрольным животным, уничтожающим окружающую среду, которое, в своей безнаказанности по отношению к экологическим ограничениям, подобно козлу, пущенному в огород.

Эбола чрезвычайно серьезная эпидемия, но, объединившись и проявив мужество, её можно преодолеть вложениями в общедоступную медицину, а также взявшись за решение проблем, лежащих в основе её распространения. В краткосрочном периоде совершенно необходимо, чтобы мировое сообщество организовало массовое направление в Западную Африку докторов и больничных коек на карантине, равно как и в рамках работы по изложенной здесь долгосрочной стратегии.

В конечном итоге, обязательства по устойчивому развитию общества, всеобщее здравоохранение и образование, свободное планирование семьи, глобальное разоружение, справедливое правосудие, защита и восстановление экосистем являются безальтернативными средствами сведения риска внезапного возникновения новых болезней к минимуму. Если мы сейчас не объединимся как единая человеческая семья и быстро не изменимся в пользу снижения выбросов, защиты экосистемы, планирования семьи, прекращения войны, вложений в борьбу с крайней бедностью и внедрения агроэкологии, мы столкнёмся с разрушением биосферы и концом бытия.

Путь к мировому экологически устойчивому развитию существует. Однако он требует от нас совместной жертвы и сил каждого из нас по мере того, как мы объединяемся для решительного отпора всем источникам экоцида. Решение посвятить всю свою жизнь защите окружающей среды и жить по отношению к Земле бережно зависит от всех и от каждого из нас в отдельности. В противном случае ЕДИНАЯ СОВМЕСТНАЯ БИОСФЕРА разрушится и жизнь прекратится.

Отчаянно надеюсь, что эбола не станет мировой пандемией, уносящей сотни миллионов или даже миллиарды жизней. Но если это всё же случится, это будет естественным ответом природы, находящейся в мучениях и защищающей себя от наших собственных безразличных, но одновременно умышленных действий. Мы, как биологический вид, должны сделать ряд срочных изменений. Так давайте же пойдем по этому пути сегодня, пока не поздно.

(1) We Are Making Ebola Outbreaks Worse by Cutting Down Forests: Mother Jones

(2) Barry, G. (2014), “Terrestrial ecosystem loss and biosphere collapse”, Management of Environmental Quality, Vol. 25 No. 5, pp. 542-563.

(3) Living Planet Index: Zoological Society of London and WWF

Перевел: Платон Данилов.

Источник: https://www.ecointernet.org/2014/10/01/ebola-a-symptom-of-ecological-and-social-collapse/

Добавить комментарий