Место 1. Мобильные платежи
Число пользователей смартфонов в мире постоянно растет, что подтверждают разные исследования. Количество пользователей смартфонов в России к 2017 году должна составить 60% от общего числа населения. Один из перспективных рынков здесь – мобильные платежи. Это профильный бизнес для банков, но они постепенно уступают свою монополию под натиском компаний из других отраслей, примерами служат недавно запущенные продукты компаний Google, Apple и PayPal. Американские мегамаркеты анонсировали запуск совместного сервиса Merchant Customer Exchange – «цифровой бумажник». Компания Circle, занимающаяся криптовалютами, обещает вскоре предоставить первый пользовательский продукт, который они называют Skype для платежей.
Примером бизнеса, который возможен в сфере мобильных платежей, может послужить стартап GoCardless. За три года он достиг оборота в 200 млн долл. США. Выпускники Оксфорда Том Бломфилд, Мэтт Робинсон и Хироки Такеучи изначально ставили перед собой задачу создать механизм, который бы упростил транзакции между небольшими организациями, организовав списание денег напрямую с банковского счета. Сервис быстро стал популярным. К середине 2013 года команда получила почти 5 млн долл. США инвестиций и приобрела известность в международном финансовом сообществе. В январе 2014 года GoCardless закрыла второй раунд инвестиций, получив дополнительно 7 млн долл. США, которые пойдут на расширение бизнеса в Европе.
Место |
Рынок |
Краткое описание |
Итоговый балл |
Доходность |
Риски |
Сложность |
1 |
Мобильные платежи | Технологии и приложения для использования смартфона в качестве средства расчетов |
65 |
69 |
61 |
45 |
2 |
Интернет вещей | Совокупность технологий, исключающих участие человека в повторяющихся операциях |
62 |
79 |
60 |
68 |
3 |
Big Data | Поиск скрытых взаимосвязей в информационном океане |
61 |
98 |
63 |
97 |
4 |
Массовые онлайн-курсы | Образование, в том числе высшее, в онлайн-формате |
53 |
27 |
25 |
26 |
5 |
Службы доставки | Онлайн-продажа продуктов питания |
52 |
32 |
44 |
18 |
6 |
Носимые гаджеты | Умные часы, очки, браслеты и другие устройства |
52 |
68 |
59 |
73 |
7 |
Трехмерная печать | Технологии стереолитографии, послойного наплавления, выборочного лазерного спекания и 3D-печать |
51 |
52 |
48 |
53 |
8 |
Роботы | Персональные дроны, промышленные роботы, бытовая техника |
51 |
76 |
63 |
86 |
9 |
Топливные элементы и аккумуляторы | Новые, более мощные источники питания |
50 |
70 |
56 |
83 |
10 |
Коммерческая недвижимость в регионах | Качественные торговые центры, офисы, склады в городах с населением меньше 1 млн человек |
49 |
34 |
43 |
27 |
11 |
Умные материалы | Ткани, покрытия и материалы с особыми свойствами |
46 |
65 |
62 |
78 |
12 |
Автокомпоненты | Производства комплектующих для автомобилей |
46 |
41 |
46 |
44 |
13 |
Здравоохранение | Частные клиники, лечение на основе генома человека |
43 |
61 |
70 |
71 |
14 |
Утилизация отходов | Системы управления бытовыми и промышленными отходами |
42 |
52 |
58 |
65 |
15 |
Альтернативная частная энергетика | Отказ от сетевой электроэнергии в пользу малой генерации |
35 |
45 |
59 |
69 |
16 |
Космос | Космические снимки, создание спутников |
34 |
53 |
73 |
85 |
17 |
Сопровождение пожилых людей | Интернет-проекты, сервисы взаимопомощи, экзоскелеты |
33 |
28 |
46 |
40 |
18 |
Бизнес по франшизе | Магазины «Позитроника», производство «Мастерфайбр», услуги экспресс-доставки Mail Boxes, салоны мебели Mr. Doors, магазины «Четыре глаза» |
28 |
24 |
57 |
30 |
19 |
Сельское хозяйство | Производство кормов и сои, зерновые культуры (пшеница) и молочное животноводство |
25 |
23 |
49 |
43 |
20 |
Геологоразведка, «зеленые» проекты в сфере недропользования» | Геологоразведка, greenfield-проекты по добыче углеводородов и драгоценных металлов |
24 |
34 |
67 |
77 |
Место 2. Интернет вещей
В 1990 году один из основателей Интернета – разработчик протокола TCP/IP мистер Ромки подключил к Сети свой тостер. Так произошло эпохальное событие – родился Интернет вещей. Сейчас уже не удивишь подключенным к Интернету телевизором (smart TV), часами, показывающими пробки на дороге от работы к дому, или умными лампами, которые включаются, когда поблизости оказывается Ваш смартфон. В Сингапуре водителям не нужно стоять в очереди на оплату проезда по платной дороге: информация считывается с радиоключа, размещенного в автомобиле, владельцу остается только оплатить счет. А скоро может появиться холодильник, который будет формировать список покупок или заказывать через Интернет недостающие продукты.
Уже сегодня приложение Evrythng позволяет зарегистрировать в Сети любую вещь, например фотокамеру, ключи от машины или велосипед. В профиле вещи можно указать ее параметры, год сборки и поставить напоминание о починке или подзарядке. По мере развития подобных сервисов человек будет принимать все меньшее участие в обслуживании устройств?
Развитие Интернета вещей сильно расширит возможности рекламы. Если сегодня забить в поисковой строке слово «планшет», то на какой бы сайт Вы ни зашли, Вы прежде всего увидите баннеры с информацией о различных планшетах – таргетированнуую, подстроенную под Вас рекламу. Пока она ограничивается браузером в ноутбуке, но когда Интернет вещей наберет обороты, тонко таргетированная реклама начнет преследовать Вас всюду, где только есть возможность Вас идентифицировать.
Место 3. Big Data
По оценкам компании IBM, в 2012 году в мире ежедневно создавалось более 2,5 эксабайта (2,5 млрд гигабайт) новой информации. Если записать ее на стандартные dvd и сложить их в стопку, то она оказалась бы высотой более 500 км. И так каждый день. Записи в соцсетях, данные метеоспутников, датчиков на Большом адронном коллайдере и с телефонных приложений стекаются в огромный информационный океан Big Data (англ., большие данные).
Теоретически в океане Big Data можно увидеть скрытые взаимосвязи и, следовательно, сделать на их основе достоверные прогнозы, проследить динамику хоть рынка акций, хоть социальной напряженности. Однако пока у людей лучше получается фиксировать и хранить данные – с анализом дело обстоит немного хуже. Но ситуация постепенно меняется.
Так, в середине 2014 года компания Intouch запустила в России программу «Умное страхование». Покупатель каско может установить на телефон специальное приложение, анализирующее стиль его езды. Данные отсылаются страховщику, который вознаграждает за безопасное вождение скидкой в размере до 20%. С минимальными расходами компания получает бесценные данные, которые в будущем помогут ей более точно вычислять стоимость каско. Еще один пример демонстрируют власти Лондона. Все совершаемые преступления они заносят в открытую карту, благодаря которой полицейские понимают, какой район требует большего внимания (где выше вероятность уличной кражи, пожара, убийства и пр.).
Консультанты компании Boston Consulting Group определили семь основных бизнес-моделей, в которых Big Data позволяет найти и извлечь скрытую, прежде незаметную ценность.
1. Сборка под заказ. Продукты и услуги, сконфигурированные под запросы пользователя. Например, система анализа транспортных потоков для городских властей, основанная на данных множества GPS-устройств.
2. Пакет услуг в одном предложении. Например, энергетическая компания может изучить статистику использования газа и электричества и с учетом полученных данных предложить клиентам интегрированную услугу – газ, электричество.
3. Единый готовый продукт для всех. Скажем, банк может продавать исследования на основе больших массивов данных о тратах своих клиентов.
4. Оплата по мере использования. Клиент подписывается на целый ряд услуг, но платит за них лишь в том случае, если реально ими пользуется.
5. Комиссионные. Банк анализирует транзакции по пластиковым картам, выбирает подходящие магазины и рестораны и предлагает им скидки, если они согласятся в обмен на это платить некий процент от своих доходов.
6. Обмен ценностями. Опираясь на посредников, компании дают предоставляют клиентам бонусы и дополнительные выгоды. Скажем, покупатель в магазине получает скидку не напрямую, а от банка, который возвращает ему часть затраченных денег. Магазин, в свою очередь, платит банку комиссию.
7. Продажа исследований по подписке. Например, изучение большого банка историй болезни и регулярный выпуск исследований по их мотивам.
Место 4. Массовые открытые онлайн-курсы
Набирают популярность платформы Coursera и edX для проведения массовых открытых онлайн-курсов (англ., massive open online course, MOOS). Вот что они предлагают:
- обучение силами ученого сообщества всего мира;
- интересные и достаточно короткие лекции (в среднем по 20 минут);
- простые тесты (для проверки того факта, что лекция действительно прослушана);
- домашние задания и контрольные эссе;
- активное общение участников в рамках форума.
До настоящего времени интернет-обучение рассматривалось как забава или дополнительное образование. Однако в ближайшие годы оно может составить реальную конкуренцию традиционным вузам, став полноценным аналогом университетского образования. После 2020 года на рынке труда появится достаточно специалистов с дипломами, полученными онлайн. Когда работодатели начнут их признавать, начнется отток студентов из традиционных вузов, что поставит под угрозу сам факт их существования.
При прочих равных студенты будут выбирать зарубежные курсы, поэтому английский язык обещает стать международным научным языком, как латынь в Средние века или немецкий в XIX веке. Конкурировать с ним смогут разве что китайский и испанский. Кроме прочего, будет пересмотрена роль и доходы преподавателей онлайн-курсов. Лучших ждет мировая известность и зарплаты, сопоставимые с гонорарами голливудских звезд.
Место 5. Онлайн-продажа и доставка продуктов
В США объем рынка онлайн-продаж и доставки продуктов превышает 15 млрд долл. Основные игроки – Amazon и Wal-Mart. В России эта ниша относительно свободна. Завоевать ее можно, организовав интернет-торговлю продуктами питания. Попытки это сделать уже предпринимались, однако пока не слишком удачно. Например, сеть «Утконос» закрыла доставку продуктов в часть районов Подмосковья, сократила число пунктов выдачи и существенно повысила цены. Некоторые игроки и вовсе ушли с рынка: Onovamnadom.ru (Москва), Zakazi24.ru (Санкт-Петербург).
Несмотря на перспективность, онлайн-продажа продуктов питания – очень сложный и рискованный бизнес (например, непросто организовать процесс хранения и доставки продуктов). К тому же рынок очень чувствителен к цене. Еще одна причина возможной неудачи – привычка потребителей покупать продукты в обычных магазинах. Однако мировой опыт говорит о том, что если появится хорошее онлайн-предложение, люди начнут им охотно пользоваться, особенно популярны стандартизированные и нескоропортящиеся продукты: бакалея, напитки, различные консервы.
Место 6. Носимые гаджеты
Спортивными браслетами вроде Nike FitBit или Jawbone, которые неустанно следят за состоянием здоровья и количеством пройденных шагов, обзавелось уже довольно много людей. В будущем к ним добавятся умные часы, умные очки и умные «все-что-угодно». На последней выставке Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе была представлена даже пара образцов нижнего белья с доступом в Интернет. В России в этом направлении работает скандальный стартап Healbe, собравший в совокупности 5,6 млн долл. США на фитнес-браслет GoBe.
Проблема заключается в том, что пользовательский ажиотаж вокруг таких гаджетов несопоставим с реальным уровнем развития рынка. Проще говоря, они пока еще слишком неудобны или чрезмерно дороги, чтобы потребитель решился их приобрести. Так, умные часы Samsung Galaxy Gear в прошлом году провалились на рынке из-за своей «сырости»: узкой базы приложений, непривлекательного дизайна и задранного до 300 долл. США ценника. Однако Gear-2 уже были лучше, а внешний вид Moto-360 можно даже назвать стильным. Когда все проблемы окончательно решатся, мы проснемся и обнаружим, что круглосуточно семь дней в неделю отслеживаем собственную физическую активность: частоту сердцебиения, график сна, пройденную дистанцию, эффект от чистки зубов и ультрафиолетового облучения.
Носимые гаджеты будут востребованы и в работе. Например, продавцы-консультанты, надев очки Google Glass, смогут своевременно получать информацию о покупателях и товарах. Торговая сеть, в свою очередь, сможет сэкономить на дорогостоящем обучении персонала. Представьте, работник приходит в магазин, надевает умные очки и тут же просматривает перечень неотложных дел. Первая задача – обновление товаров на витрине магазина. В процессе ее выполнения продавец на дисплее просматривает рисунки и инструкции с изображениями вещей, которые должны быть на манекенах, и описанием поз манекенов. Когда все готово, работник делает снимок при помощи очков и голосовой командой отправляет фотографию менеджеру.
Другая ситуация. Покупательница в магазине выбрала себе туфли. Продавец быстро находит выбранный товар на складе, приносит их. И пока идет примерка, умные очки показывают консультанту еще одну пару туфель, которые предположительно могут понравиться клиентке с учетом ее прежних покупок и интересов. Через несколько минут довольная покупательница выходит из магазина с двумя парами новых туфель.
Место 7. Трехмерная печать
Большинство вещей, которые нас окружают, сделаны в Азии, а именно в Китае. Но уже в 2015–2025 годах производство, по нашим прогнозам, вернется в страны Европы и Северной Америки. Это произойдет благодаря развитию и усложнению технологий трехмерной печати. С помощью 3D-принтера можно будет «печать» сантехнику, посуду, мебель, игрушки и другие товары из каталога компании.
Традиционное производство преимущественно основано на принципе «убрать все лишнее»: выпиливание, фрезование, сверление. Аддитивное производство (в том числе трехмерная печать) представляет собой технологию формирования объекта из порошка, жидкости или расплава. Под самим термином сейчас подразумевают четыре основные технологии:
- стереолитография (SLA);
- послойное наплавление (FDM), предполагающее использование специального пластика;
- выборочное лазерное спекание (SLS/SLM/EBM) как из пластика, так и из металла;
- 3D-печать (3DP).
В отличие от традиционных методов, трехмерная печать обеспечивает создание предметов почти любой формы и с контролируемой внутренней структурой без раковин, заусенцев, литейных швов и других микродефектов.
В новой индустрии достаточно быстро произойдет разделение труда между создателями трехмерных моделей и операторами трехмерной печати. Инженеры-проектировщики и дизайнеры будут не столько выполнять дизайн-проекты на заказ, сколько создавать библиотеки шаблонов товаров, позволяющие их почти неограниченную кастомизацию. А операторы станут продавать печатные товары. Конкурировать с традиционным производством они смогут весьма эффективно. Во-первых, предлагая товары на заказ уникальной формы и вида. Во-вторых, выигрывая в себестоимости за счет логистики – доставки и склада.
Место 8. Роботы
Робот может быть креслом с моторчиками и навигационным модулем, которое автоматически занимает положенное место. Или устройством, позволяющим удаленно открывать или закрывать двери. Или персональным дроном, который следит за Вашим ребенком или выгуливает собаку.
Долгое время робототехникой могли заниматься только большие компании с большими деньгами, но за последние пять–десять лет ситуация изменилась. Сегодня можно создать робототехнический стартап с третью–пятью сильными инженерами. Во-первых, благодаря развитию рынка смартфонов в десятки и сотни раз подешевели компоненты, необходимые для создания роботов: миниатюрные батареи, камеры, процессоры, различные сенсоры. Во-вторых, портативные 3D-принтеры стали намного доступнее, как и многочисленные сопутствующие программы. В-третьих, активно развиваются технологии мелкосерийного производства, как в Китае, так и в развитых странах. Можно за считанные недели создать 3D-модель, отправить ее на фабрику и относительно дешево получить готовый продукт, который фактически сразу же можно и растиражировать.
Недавний стартап iRobot представил своего первого робота-пылесоса Roomba еще в 2002 году. Сейчас мы наблюдаем, как Samsung и Philips делают первые шаги в области, где iRobot уже стал серьезным лидером. Развиваться будет не только рынок персональных роботов. Производители вроде Kiva Systems строят ботов для складов Amazon. Российская фирма DodoPizza экспериментировала с доставкой заказов при помощи дронов. Компания Flight Assembled Architecture собрала в Цюрихе шестиметровую модель башни неправильной формы – несколько запрограммированных дронов сложили ее по кирпичику. Роботы-сборщики, используя библиотеки новейших алгоритмов машинного зрения, движения и оптимизации, смогут гибко и почти без участия человека перестраиваться на сборку практически любых устройств, даже самых сложных. Работать почти без людей даже на скважинах научатся нефтегазовые компании. Управление добычей будет осуществляться дистанционно. А на современных НПЗ, которые строятся в западных странах, уже трудятся десятки человек вместо тысяч. Потребительская электроника также войдет в число «печатных товаров».
Место 9. Топливные элементы и аккумуляторы
Устройства, которые еще 10–20 лет назад питались от сети, теперь работают на аккумуляторах. К пылесосам, телефонам, ноутбукам и планшетам, заменившим персональные компьютеры, добавились умные очки и умные часы. Все они и еще десятки аппаратов (в первую очередь электрокары) ждут более мощных, чем готов предложить рынок, аккумуляторов.
Недавний отчет, предоставленный компанией Navigant, показывает, что доход от литий-ионных батарей для электрических транспортных средств вырастет с менее чем 6 млрд долл. США в 2014 году до 26,1 млрд долл. США в 2023-м. Переход на литий-ионные батареи говорит о способности этого химического состава надежно работать в автомобильной сфере. Так, почти все представленные за последние два года на мировом рынке гибридные модели и электрокары используют для хранения энергии литий-ионные батареи. Поэтому топливные элементы – предмет размышлений многих изобретателей.
В середине 2014 года Роман Абрамович вложил 10 млн долл. США в израильский стартап StoreDot – производство аккумуляторов, в ходе которого планируется заменить токсичные металлы в батареях на органические материалы. На первых порах прибыль обеспечит продажа зарядных устройств, которые могут полностью зарядить смартфон Samsung за 30 секунд.
Место 10. Коммерческая недвижимость в регионах
Найти за пределами Москвы и Санкт-Петербурга качественный офис непросто. Консалтинговые компании, специализирующиеся на изучении коммерческой недвижимости, города с населением меньше 1 млн человек даже не берут в расчет – по причине отсутствия рынка. Местный бизнес обходится старыми зданиями НИИ, которые консультанты за офисы не считают.
Немногим лучше ситуация с торговыми центрами, особенно за пределами европейской части России. Так, компания Accenture называет отсутствие качественных торговых площадок одной из трех основных причин, которые сдерживают развитие крупных розничных сетей в регионах, вместе с логистическими проблемами и относительно низким уровнем платежеспособности населения. Еще пара фактов: среди отечественных городов лишь в пяти (Краснодар, Екатеринбург, Самара, Уфа и Ярославль) площадь торговых площадей превышает 1000 м на 1000 человек. На современные форматы ретейла в России приходится не более 57% всего оборота, в то время как в странах Западной Европы эта доля достигает 90%.
К слову, российский потребитель не так уж и беден, каким он привык себя считать. Его среднемесячная зарплата составляет 31,5 тыс. руб. В половине семей есть автомобиль. Средний потребитель ходит в магазин три раза в неделю, причем за один поход тратит 540 руб. Очень неплохо. В первую очередь торговые сети будут приходить в регионы и города с более высоким уровнем социально-экономического развития (см. рейтинг регионов «Где делать бизнес в 2015 году», который будет опубликован в следующем номере «ГД») и наиболее удобной транспортной доступностью – вблизи крупных транспортных магистралей, например Транссиба, БАМа.
В пользу строительства коммерческой недвижимости играет доступность земельных участков, невысокая конкуренция на рынке и возможность в перспективе заработать на перепродаже качественных объектов крупнейшим российским и международным девелоперам. Против – недостаток профессиональных компаний, занимающихся управлением недвижимостью, и необходимость общения с местными чиновниками.
Место 11. Умные материалы
Умные материалы делятся на потребительские и промышленные.
Потребительские материалы. Сюда относятся ткани с особыми свойствами. Например, суперпрочные материалы для военной формы или рубашки SmartWeave, на которых не видно пятен от пота; по всем остальным характеристикам это обычная хлопчатобумажная ткань.
Промышленные материалы. Новые виды покрытия для техники, инновационные строительные материалы, меняющие свои свойства в зависимости от окружающей среды, а также наноматериалы.
Более быстрого эффекта можно добиться именно от потребительских умных материало (хотя и здесь есть свои тонкости вроде маркетинга и привлекательного дизайна). Опыт проектных компаний «Роснано» показал, что даже успешно прошедшие испытания умные строительные материалы спросом не пользуются. Виной тому не только инерционность мышления заказчиков, но и государственные нормативы.
Летом 2014 года исследователи из Университета Северной Каролины и Университета Восточной Финляндии презентовали умное покрытие, которое обнаруживает трещины в бетоне. На поверхность наносится похожий на краску состав, содержащий проводящие материалы (медь). После того как «краска» высохнет, компьютерная программа начинает систематически пускать через покрытие слабый ток. При появлении трещин в бетоне электропроводимость нарушается. Расположение трещин можно точно вычислить благодаря расположенным по периметру электродам. Теоретически использование такой «краски» позволяет значительно сократить трудозатраты на контроль состояния объектов, например мостов. Но есть методические рекомендации, из которых следует, что примерно на каждые 2,5 тыс. погонных метров длины мостов должен приходиться один специалист. А умного покрытия рекомендации не предусматривают (см. «Отраслевую программу внедрения композиционных материалов, конструкций и изделий из них в стройкомплексе РФ»).
Место 12. Автокомпоненты
К 2018 году суммарные мощности компаний Ford и General Motors в России превысят 600 тыс. автомобилей в год. Вряд ли они будут слабо загружены – только внутри страны будет продаваться больше 3 млн машин в год. Не китайский рынок, но первое место в Европе наша страна может занять уже в ближайшие два-три года. При этом российское правительство, с которым автоконцерны в 2011 году подписали соглашения о режиме промышленной сборки, требует поддерживать уровень локализации производства в пределах 60%, а 30% автомобилей должны, по его мнению, обеспечиваться сработанными внутри страны двигателями или коробками передач. Под аналогичными условиями также подписались концерны Volkswagen и Renault-Nissan. Мечта инвестора – рынок с прогнозируемым уровнем спроса и объемами продаж, делающим производство автокомпонентов рентабельным.
Увеличение глубины локализации уже происходит. Рядом со своим автозаводом в Калуге Volkswagen Group запланировала создание к 2015 году производства двигателей мощностью 150 тыс. моторов в год. Инвестиции составят 250 млн евро. В компании говорят, что хотели бы локализовать в стране литье блоков цилиндров и выпуск коленвалов, но не уверены в степени готовности местных производителей. Существующие поставщики автокомпонентов, как правило, неконкурентоспособны. Международные автоконцерны и рады бы оставить у них заказы, но не готовы брать на себя риски непредсказуемого качества получаемой продукции.
Производства автокомпонентов, которые можно создавать в России, в первую очередь должны ориентироваться на внутреннее потребление. Но у нас в стране есть три преимущества, позволяющие находить ниши и для экспорта: низкие цены на сырье, недорогая электроэнергия и большое количество высокотехнологичных производств. Например, компания «Металлпродукция» из Санкт-Петербурга, специализирующаяся на поддонах для защиты картера (необходимая для российских дорог деталь), начинала с поставок на отечественный рынок, а недавно расширила свою географию продаж на Европу.
Место 13. Здравоохранение
Осенью 2012 года компания «Мать и дитя», объединявшая тогда 10 клиник и один роддом (теперь их 15 и 2 соответственно), провела первичное размещение акций на Лондонской бирже. Инвесторы оценили медицинский бизнес в 900 млн долл. США. До этого ни одна клиника или сеть не предлагали себя на открытом рынке. После такого успеха (книга заявок была заполнена задолго до финала) у инвестора в медицинский бизнес в России появилась вполне ясная перспектива выхода (помимо продажи стратегу).
Новые возможности несет в себе развитие медицинской науки на основе успехов в области Big Data и расшифровки генома. Так, в 2003 году расшифровка одного генома стоила около 40 млн долл. США, сегодня это можно сделать за несколько дней и, заплатив 1000 долл. США. Вместе со сравнением генетического кода с другими медицинскими показателями (в этом главная сила инструментов Big Data) можно выяснить, как именно связаны наши гены с болезнями. Уже известно, что в зависимости от конфигурации определенных генов и их сочетания человек может иметь предрасположенность к инфаркту, диабету или раку. Даже склонность к депрессиям, биполярному расстройству и другим психическим заболеваниям зависит от генов. Основываясь на анализе огромного количества информации и личном генетическом коде, система может подобрать лечение, необходимое каждому. Так, некоторые современные лекарства от рака стоят несколько тысяч долларов за одну инъекцию. Однако они помогают только тем пациентам, у которых рак вызван определенными мутациями. Потому, прежде чем назначать такое дорогостоящее лечение, врачи проводят ДНК-тестирование. Помимо онкологии, персонализированный подход может быть эффективен в лечении болей, особенно тех, против которых бессильны обычные анальгетики, а также в профилактике и лечении сердечно-сосудистых болезней, иммунных расстройств.
Место 14. Утилизация отходов
Один террорист как-то сказал, что для уничтожения города не нужно наносить ядерный удар, достаточно вывести из строя систему удаления отходов (жидких, твердых) хотя бы на три дня. Без канализации, без вывоза мусора начнутся эпидемии, и мегаполису придет конец. Пример Неаполя показал, что бывает, если плохо удалять отходы. Несколько лет назад поссорились два компании по уборке мусора. Неаполь утонул в мусоре за считанные дни. Городское хозяйство восстанавливали в течение года. Еще один факт: до 40% мусора в свалках приходится на строительные отходы. Сейчас после ремонта или сноса здания в среднем умеют использовать до 50% отходов. При этом больше половины существующих зданий будут снесены до 2050 года.
Сейчас в России утилизацией мусора занимаются разве что в Москве. Причем, как водится в столице, был выбран самый дорогой метод – сжигание отходов. В остальных российских регионах также приняты программы по созданию системы управления отходами. Вот только пока все они «пустые», без денег. Производства устарели и морально, и физически. Очистные сооружения для бытовых и промышленных стоков и выбросов редки и неэффективны. Компании не могут соблюдать природоохранные нормы, что создает невероятный простор для коррупции.
В скором времени, однако, ситуация может измениться, поскольку российская экономика почти проела природную ренту. Государству придется искать финансирование для региональных программ по созданию систем управления отходами, а также стимулировать компании к повышению экологичности производств. Например, через амнистию предпринимателей, сообщивших о собственных нарушениях природоохранных норм, и освобождение от налогов инвестиций, предназначенных для реализации экопроектов.
Место 15. Альтернативная частная энергетика
В Штатах энергетические компании как огня боятся Grid Defection – сетей, в которые объединяются частные домовладельцы, становясь полностью автономными поставщиками электроэнергии. Исследования показывают, что глобальный рынок солнечных батарей с интегрированными системами хранения электроэнергии, предназначенных для домохозяйств, к 2018 году составит 2 млрд долл. США. Распространение ионно-литиевых батарей в автомобилях поможет снизить стоимость систем хранения.
В России пока не слишком много домохозяйств самостоятельно вырабатывают электроэнергию. В удаленных районах, куда тянуть электросети слишком дорого, альтернативную энергетику продвигает государство. Так, осенью 2014 года администрация сельского поселения Варзуга Терского района Мурманской области объявила о тендере на модернизацию системы электроснабжения в селах Чаваньга, Тетрино и Чапома. Согласно техзаданию подрядчику предстоит установить в этих населенных пунктах солнечные батареи, ветрогенераторы и дизельные электростанции в общей сложности за 103,8 млн руб.
Потенциал российского Севера с точки зрения ветроэнергетики огромен. Однако долгое время ее развитие в высоких широтах было невозможно. Из-за морозов в сочетании с высокой влажностью быстро обледеневали лопасти ветряков и загустевала смазка в редукторах генераторов. Поэтому на Севере можно было пользоваться только маленькими ветрогенераторами локального назначения. Однако в 2012 году финский стартап Merivento почти с нуля спроектировал и построил ветрогенератор специально для северных условий. Его мощность – 3600 Кв, диаметр ротора – 118 м, высота башни – 125 м. Гарантированный диапазон рабочих температур для первого прототипа – от –30 до +40 градусов, в новых моделях он может быть расширен. Такие системы обеспечивают потребителей автономной и сравнительно недорогой энергией (в Финляндии ее себестоимость – 6–9 евроцентов за 1 киловатт-час). В населенных пунктах Сибири и Крайнего Севера они радикально изменят образ жизни людей.
Место 16. Космос
До сих пор полеты в космос были астрономическими дорогими и невероятно сложными технологически. Так, за возможность «слетать на орбиту» на корабле «Союз» сейчас придется выложить 45 млн долл. США. Однако сегодня мир стоит на пороге первого по-настоящему космического века, когда полеты в космос могут подешеветь в 100 раз. Американская компания SpaceX, которая принадлежит Элону Маску и Джеффу Безосу, решает задачу по многократному использованию ракеты Falcon-9. Советский «Буран» и американский Discovery многоразовыми были только на бумаге: они были неспособны выйти в космос без ракеты-носителя, которая большей частью гибла в результате пуска. При такой расточительности каждый запуск действительно окажется золотым.
В России тоже есть несколько частных компаний, зарабатывающих на космической теме достаточно крупную выручку и прибыль. Одна из них «Даурия Аэроспейс», которая принадлежит бывшему владельцу «Техносилы» Михаилу Кокоричу. В конце 2012 года компания выиграла тендер Роскосмоса на создание двух микроспутников весом до 10 кг, обойдя авторитетное ЦСКБ «Прогресс», и получила контракт на 315 млн руб. Контракт достался частной структуре, потому что в производстве спутников, как и в робототехнике, произошел перелом в компонентной базе – всё дешевеет. «Даурия», в отличие от госкорпораций, может использовать произведенные за рубежом дешевые компоненты, адаптируя их для применения в космосе. Недавно компания получила заказ на разработку спутников от индийской фирмы Aniara. Основным источником заработка «Даурии» должна стать собственная космическая съемка и сервисы на ее основе. В июне 2014 года компания запустила два спутника морской разведки – в рамках начального этапа развертывания группировки «Созвездие Персея». Спутники будут отслеживать и контролировать суда в открытом море в Северном полушарии. Покупателем этой информации выступает российский Минтранс, который до сих пор мог контролировать морское сообщение только на расстоянии до 43 миль от берега.
Место 17. Сопровождение пожилых людей
Старение населения – общемировой тренд. К 2050 году число людей старше 60 лет на Земле впервые за историю человечества превысит число детей в возрасте до 15 лет. В России, согласно базовому прогнозу Росстата, к 2030 году будет жить 40,3 млн человек старше трудоспособного возраста, на 7 млн больше, чем сейчас. Предпосылок к изменению этой тенденции нет. Экономисты могут рассуждать о том, какой должна быть пенсионная система, чтобы страны могли прокормить постоянно увеличивающееся число иждивенцев. Предприниматель должен видеть в старении населения прежде всего возможности для бизнеса. И это не только сверхсовременные дома престарелых. В идеале проекты должны ориентироваться на пожилых на уровне идеи.
Услуги сиделки, например, стоят довольно дорого и будут только расти в цене. В то же время далеко не все желают, чтобы за ним ухаживал посторонний человек. Люди хотят обслуживать себя сами или чтобы им помогал человек, с которым им комфортно. Подобное стремление может стать драйвером для сервиса (сообщества) взаимопомощи по типу «социального будильника» Budist или «сервиса попутчиков» Blablacar, где каждый готов потратить немного времени и усилий на соседей и друзей, понимая, что когда-нибудь потом, если с ним что-то случится, кто-то поможет и ему.
Другой пример. В пенсионном возрасте одна из главных проблем – невозможность ходить с той же легкостью, что и в молодые годы. Однако пожилые люди хотят иметь возможность передвигаться не только от телевизора в туалет, но и на работу, в гости, хотят заниматься спортом – одним словом, вести полноценную социальную жизнь. На острие прогресса оказались японские разработчики: например, компания Honda создала экзоскелет для ног Walk-assist. И это неудивительно, ведь Япония самая «старая» страна мира (доля людей старше 65 лет – 22%), так что многие новации по сопровождению пожилых людей в первую очередь будут появляться именно там.
Место 18. Выгодная франшиза
Преимущества открытия бизнеса по франшизе в том, что компания находится в собственности, а рисков намного меньше благодаря профессиональной поддержке франчайзера. В период перед открытием бизнеса и после есть информация, которая помогает найти подходящее местоположение для предприятия, продумать его дизайн, убедиться в том, что бизнес правильно функционирует, и т. д., основываясь на опыте франчайзера. В совокупности такая поддержка позволяет избежать ошибок, которые обычно делаются при самостоятельном старте. Также франшиза привлекательна тем, что не требует инвестиций в создание продукта, технологии, бренда.
Вот пять самых выгодных франшиз по версии журнала Forbes:
1. Магазины компьютерной и цифровой техники «Позитроника». При стартовых вложениях в 5,8 млн руб. средняя годовая выручка одной точки составляет 60 млн, чистая прибыль – 6 млн руб.
2. Производство покрытий из резиновой крошки «Мастерфайбр» для детских и спортивных площадок. При вложениях в 1,2 млн руб. выручка составляет 10 млн, чистая прибыль – 4 млн руб.
3. Услуги экспресс-доставки корреспонденции, посылок и бандеролей Mail Boxes. Стартовый капитал – 2 млн руб., одна точка приносит 19 млн выручки и 11,8 млн руб. чистой прибыли в год. Ежемесячно нужно платить роялти – 7% от выручки.
4. Салоны мебели Mr.Doors. Для старта потребуется 2 млн руб., средняя годовая выручка достигает 30 млн руб., чистая прибыль –3,9 млн руб. Есть квоты на число партнеров в зависимости от города и региона.
5. Магазины по продаже оптических приборов «Четыре глаза». Начальные вложения составляют 0,9 млн руб., средние выручка и чистая прибыль – 5,1 млн и 2,79 млн руб. соответственно. Покупатель франшизы может взять льготный кредит в Сбербанке.
Место 19. Сельское хозяйство
Запрет на ввоз продуктов питания из стран, которые ввели санкции в отношении России, здесь ни при чем. Если запрет будет действовать меньше трех лет, то бессмысленно учитывать его в бизнес-плане, потому что любой инвестиционный проект в сельском хозяйстве займет больше времени.
Бизнес в российской аграрной сфере привлекателен сам по себе. Во-первых, за счет благоприятной конъюнктуры на мировом рынке сельскохозяйственной продукции. Высокие цены поддерживается ростом численности населения и благосостояния в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Во-вторых, из-за государственных программ поддержки: субсидирование процентных ставок по кредитам, налоговые льготы. Кстати, санкции все-таки помогут отечественным аграриям с той точки зрения, что правительство собирается увеличить финансирование по программам господдержки АПК в период до 2020 года.
Вот на какие сферы сельского хозяйства стоит обратить внимание.
1. Производство кормов и сои. В России по состоянию на конец 2013 года насчитывалось 19,08 млн голов свиней, причем поголовье увеличивалось за счет сельскохозяйственных организаций (на 73%). Всем этим животным требуется невероятное количество кормов. Группа компаний «Содружество» построила на кормах и сое бизнес стоимостью 2,2 млрд долл. США. Россия уже почти полностью обеспечивает себя свининой, однако рост спроса на корма продолжится – уже за счет увеличения поголовья крупного рогатого скота.
2. Зерновые культуры, особенно пшеница. Внутри России она нужна для откорма крупного рогатого скота. Минимальные цены на нее поддерживаются государственными интервенциями на рынке зерна. Благоприятную конъюнктуру на внешнем рынке обеспечивает спрос со стороны Китая.
3. Молочное животноводство. Производители не перестают жаловаться на низкое качество большей части отечественного молока, так что желающие купить продукцию организованной по всем правилам фермы обязательно найдутся. Однако они не всегда готовы платить справедливую цену. Увеличить рентабельность молочного бизнеса можно при условии развития собственного бренда, а также производства продуктов с высокой степенью переработки (сыры).
Место 20. Геологоразведка, «зеленые» проекты в сфере недропользования
Россия богата природными ресурсами, а также бюрократами, которые получают лицензии на исследование перспективных мест или даже на разработку месторождений (небольших, но с высокой вероятностью кратного увеличения запасов). Как правило, самостоятельно заниматься разведкой, а тем более добычей полезных ископаемых чиновники не собираются, поэтому ищут либо покупателей на свой актив, либо партнеров, которые возьмут ведение бизнеса на себя. Вот только крупные компании на такую мелочь распыляться не хотят.
В первую очередь интересны углеводороды – нефть и газ, на втором месте – драгоценные металлы. Конечно, проекты по освоению месторождений отличаются высокой капиталоемкостью. Однако хватает и желающих предоставить акционерное или заемное финансирование. Сырьевые компании могут получить деньги от фондов мезонинного финансирования и прямых инвестиций, от размещения допэмиссии акций в секторе AIM Лондонской фондовой биржи. После появления положительного денежного потока становятся доступны банковские кредиты.
Яркая история успеха – «Бурнефтегаз». Компания основана в 2005 году. Крупнейшим акционером изначально был Олег Бурлаков, заработавший на продаже завода «Новоросцемент». Его партнером по бизнесу – Павел Митрофанов, который до апреля 2005 года работал первым заместителем губернатора Тюменской области. В начале 2014 года 100% «Бурнефтегаза» купила «Башнефть», выложившая в общей сложности больше 1 млрд долл. США (с учетом долговых обязательств).
Другой пример. В 2010 году в капитал нефтегазовой компании АФБ, которая тогда вела геологоразведочные работы на Тамбовском участке в Астраханской области, вошел совладелец аэропорта «Внуково» Виталий Ванцев. За долю акций больше 50% он обещал вложить в бизнес 200 млн долл. США. В 2012-м компания защитила запасы одной из скважин в объеме свыше 140 млн тонн. По итогам доразведки к 2014 году АФБ неожиданно оказалась владельцем лицензии месторождения с запасами 300 млн тонн нефти и 90 млрд кубометров газа. Аналитики говорят, что компания могла бы его продать уже сейчас минимум за 1–1,5 млрд долл. США.
– See more at: https://inventure.com.ua/news/world/20_rynochnyh_nish_v_kotoryh_mozhno_zarabotat_v_blizhajshie_510_let#sthash.Gcw6xSnq.dpuf