Патриархаты возникли практически вместе с возникновением церкви (2-3 век). Вы ошибаетесь, приписывая авторство патриархатов РПЦ
С течением времени менялись только названия и территориальные границы, подчиненные тем или иным автокефалиям (и позднее – патриархаты). Формирование патриархатов, в том числе Московского – результат исторического процесса в жизни православной церкви, кратко вот. Подробнее – ссылка.
“Усложнение церковной жизни и отношений между различными городскими общинами привело во II–III в.в. к выдвижению епископа столичного города провинции, который назывался «митрополия», на первое место в вопросах веры и церковного устройства среди прочих епископов. Такой епископ начал
именоваться архиепископом или митрополитом. Так возникла основа церковного строя – митрополитанское управление, которое получило окончательное оформление в нормах канонического права в течение IV в. Границы митрополий совпадали с границами провинций Римской империи.
Высший тип церковного объединения – Патриархаты, соединявший в себе несколько митрополий, возник на основе более крупных административных единиц империи – диоцезов и префектур, где патриархом становился епископ политического центра такой территории. Именно на основе этих церковных образований, в результате получения самостоятельности митрополиями древних Патриархатов, и возникли сегодняшние автокефальные Православные Поместные Церкви. Особенно это относится к славянским Православным Церквам, которые, выделившись со временем из Константинопольского Патриархата, стали играть выдающуюся роль в жизни Вселенского Православия.”
Русская православная церковь со своим патриархатом ведет историю от 1589 года. Между тем, в 18-м веке патриаршество было “отменено” Петром первым, который “отменил патриаршество” и подчинил церковь себе. Однако в церкви, которая признавала и признает светскую власть, на то время был местоблюститель патриарха.
В 1721 г. Петр I учредил духовную коллегию для управления Церковью, которая через год была преобразована в Святейший Правительствующий Синод—или, другими словами, “ведомство православного исповедания”. Таким образом, патриаршее возглавление было отменено более чем на 200 лет, а весь период
получил название Синодального. Синод был частью государственного аппарата — со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Таким образом в РПЦ отмена патриаршества была не церковным решением, а светским, которому церковь была вынуждена подчиниться. Возврат к патриаршеству – это восстановление исторической и церковной справедливости (каноничности).
Однако несмотря на все сложности, которые возникали в связи с “огосударствлением” церковной структуры, Синодальный период дал образцы очень высокого духовного развития Церкви. Не случайно мудрейший московский митрополит Филарет Дроздов сказал, что “Промысл Божий всегда заботился о Церкви и всевозможные ошибки направлял к благим последствиям”.