«Согласно информации из конфиденциального источника, компетентности которого автор этих строк доверяет полностью, в самое ближайшее время следует ожидать наступления регулярных частей армии РФ из района Донецка в направлении г. Энергодар — то есть Запорожской атомной электростанции.
По словам источника, эта операция имеет очевидной целью захват Запорожской АЭС, обеспечивающей до 20% потребности Украины в электроэнергии. Что согласуется с концепцией российского руководства по отсечению нашей страны от источников энергии накануне зимы. С учетом потери 70% угледобычи на оккупированных Россией териториях и остановке поставок газа из РФ, утрата контроля над Запорожской АЭС может привести к тяжелым, непредсказуемым последствиям для государства.»
Источник
В свете этой тревожной информации, хочется еще раз напомнить о том, насколько наша энергетическая система устарела и не отвечает современных требованиям.
Это же повод напомнить о том, насколько опасна ядерная энергетика, особенно в условиях войны. Даже отбросив такие вопросы, как износ реакторов и утилизации ядерных отходов, просто представьте последствия обстрела АЭС из «Градов» с расстояния 40 км. Именно такая практика повсеместно применяется российскими войсками для уничтожения инфраструктуры и промышленности Донбасса. А ведь это вполне реальная перспектива учитывая, градус безумия кремлевского диктатора.
Кроме того, подходят крайние проектные сроки эксплуатации реакторов, которые, как мы понимаем, нельзя продлевать бесконечно… 2 декабря 2013 года закончился проектный срок эксплуатации энергоблока № 1 на Южно-Украинской атомной станции. Подобная ситуация сложилась не только на этой станции – все АЭС в Украине были построены в 80-х годах, и до 2020 года у 10 из 15-ти энергоблоков страны истекает проектный срок работы. До 2025 года – еще одного. При этом блоки не планируют закрывать, а хотят наоборот – продлевать срок их работы. Аргументируют это еще формулировкой, пришедшей с 90-х: продлевая срок работы реакторов, АЭС будут копить деньги на выведение их из эксплуатации в дальнейшем, когда продлевать работу дальше уже будет невозможно. На продление срока эксплуатации всех блоков необходимо около 27 млрд гривен. Таких денег у государства нет.
Проанализировав все факты, мы закономерно придем к тому, что ядерная электроэнергетика самая дорогая из всех, вопреки распространенному стереотипу о ее «дешевизне».
Современная энергетика тяготеет к гигантизму. Самый мощный реактор или самая мощная турбина – это дело престижа государства. А в нашем случае — скорее анахронизм, доставшийся нам в наследство от СССР. Большое предприятие вместо сотни средних фирмы, конкурирующих за рынок между собой. Одна ТЭЦ на весь микрорайон, вместо гораздо более экономичного индивидуального отопления. Одна гигантская агрокомпания-латифундист вместо сотни мелких фермеров, дающих самозанятость и более высокое качество продукции. И т.п.
С другой стороны централизованные сети – это способ контроля населения страны и даже всего мира. Добропорядочный гражданин потребляет энергию, работает чтобы ее оплатить и не высовывается. А если что-то не так – рубильник вниз! Тот, кто владеет энергией – владеет сегодня миром.
Кирпичный дом гораздо более сейсмойстойчив, чем панельный — этот факт хорошо известен строителям. Хранение данных в облачном сервисе, состоящим из сотен компьютеров намного более надежно, чем на одном гигантском сервере.
Мы видим как ненадежна и уязвима наша энергосистема, построенная на крупных генерирующих узлах, таких как ТЭС, ГЕС и АЭС. И как легко она может быть выведена из строя, с ужасными последствиями для страны, экологии и людей.
Мы видим процветающую коррупцию, поборы, низкий уровень сервиса и мега прибыли приватизированных «в одно лицо» энергетических компаний, в работе которых со времен СССР поменялся только логотип.
Не пора ли что-то менять?
Решение проблемы лежит в децентрализации генерирующих мощностей и создании «энергетических кластеров», где каждый владелец ветряка или солнечной батареи одновременно и независим, и связан с другими участниками, сбрасывая излишки в сеть или получая оттуда недостающую энергию. Как это происходит, можно увидеть на примере Дания, которая и сегодня является пионером в отрасли ветроэнергетики, в сфере процента частной собственности на ветроустановки. Они там не государственные, и не имущество богатых корпораций. ВЭС в Дании – народные. В этой стране каждый тридцатый житель является владельцем или совладельцем источника возобновляемой энергии. Более 100 тысяч датских семей являются членами кооперативов по использованию ветровой энергии. Такие кооперативы (примерно 50 семей на одну ветроустановку, которая окупается за 2-3 года, а потом начинает приносить доход) установили 85% датских ветряков.
Первые шаги в стимулировании возобновляемой энергетики сделала и Украина — у нас введен «зеленый тариф», согласно которому владелец солнечной электростанции мощностью до 10 кВт может продавать избытки электроэнергии в сеть по более чем 4-х кратному тарифу. Учитывая, что стоимость солнечных панелей снижается с каждым готов, есть отличная возможность не только обеспечить себя бесплатным электричеством, но и получить неплохой доход.
Но главное не это, а то, что таким образом мы открываем тренд к диверсификации энергоснабжения, устойчивость всей системы к кризисным и военным действиям (разрушение отдельных узлов не скажется на работе системы в целом). А также задаем старт движения к построению свободной страны, которая возможна только при условии истинной независимости каждого из ее граждан!
Вячеслав Горобец