Сегодня был в школе, где учится сын, общался с учителем информатики. Информатику ввели с 5-го класса. Поинтересовался, что изучают. Пока изучают то, как MS Word открыть и закрыть. До конца года, наверное, изучат, как пользоваться шрифтами и добавлять параграфы в текст.
Я помню, что наша информатика начиналась с информации о том, как устроен компьютер, давались базовые знания, необходимые для понимания основ его функционирования. А продолжалась изучением алгоритмов, логики, принципов написания простейших программ.
Понятно, что в те времена не было прикладных программ для конечных пользователей. Но что мешает сейчас изучать эти вопросы параллельно? Даже простейшие компьютерные курсы начинают с основ.
Я пришел с простым предложением, вначале к учителю информатики, а потом и к директору: нет, не заменить программу Минобразования, а дополнить изучением основ, которые по логике, должны даваться перед всем остальным.
Сегодня такие основы можно изучать увлекательно и наглядно — то, чего мы были лишены в 80-е. Существующие opensource платформы типа Arduino на основе микроконтроллеров, богатый набор датчиков и плат расширения с красочной визуальной средой типа Scratch (S4A) или ArduBlock позволяет дать детям в игровой форме основы логики, алгоритмов, начать программировать устройства, начиная от простейших — светодиодов, и заканчивая достаточно сложными роботизированными системами! А в последствие перейти к более сложным и наиболее востребованным сегодня языкам — Python и C++.
Программисты — наверное самая востребованная профессия на Украине и одна из самых высокооплачиваемых.
Опыт преподавателей из России (где программирование под Arduino уже введено в школьный курс, показывает потрясающие результаты. Вот один из отзывов
«Я Аликин Александр Сергеевич, педагог дополнительного образования, веду кружки «Робототехника» и «Радиотехника». Эту программу я ввел в образовательный процесс и восхищен результатом, у детей она пользуется особым спросом, особенно при написании простейших программ или для создания какого-то начального этапа сложных программ. ArduBloсk является графической средой программирования, т. е. все действия выполняются с нарисованными картинками с подписанными действиями на русском языке, что в разы упрощает изучение платформы Arduino. Дети уже со 2-го класса с легкостью осваивают работу с Arduino благодаря этой программе.»
Со второго класса! А преподаватель информатики нашей школы и директор ответили мне одно и то же — мы не можем ни дополнять, ни вносить изменения в программу, утвержденную Министерством образования. А уж тем более — образовательными программами, разработанными в России — это же неполиткорректно!
Нет, мы не можем внести изменения в программу информатики, зато в пятом классе мы считаем необходимым давать школьниками 4 (ЧЕТЫРЕ) языка, из которых 3 иностранных!!
Скажите мне, а зачем вообще нужно Минобразования, в последнее время и вовсе превратившееся в «Министерство распила бабла»? Результаты ее работы, о которых я писал не единожды — это уродские программы, безграмотные учебники, неэффективные методики, отсутствие дифференцированного подхода и, как результат — искалеченное психическое и физическое здоровье школьников. Весь смысл обучения которых сводится к зубрежке и погоней за баллами.
И школьные, и университетские программы отстали от требований современного мира как минимум на годы, а иногда на десятилетия. И это не только последнее время. Уже 20 лет назад, в институтские годы, мы учили Фокал и Фотран для больших машин , тогда как я свободно программировал и продавал свои программы на ТурбоПаскале, на IBM.
«Надо понимать, что Система образования в качестве своей конечной продукции выпускает 80% брака. За такой результат никто платить не хочет и не будет. Какой бизнесмен будет терпеть 80% брака? Инвестиции государства в образование $10 млрд. — а в результате 80% брака… Как только образование будет выдавать хотя бы 80% кпд, деньги в него польются рекой.»
Образование перестало удовлетворять потребности общества, выпуская ограниченную, необразованную ничего не умеющую молодёжь.
Если бы Гарвард и Оксфорд не имели возможности нанимать лучших преподавателей, составлять программы, которые не только отвечают требованиям времени, науки и бизнеса, но и успешно конкурируют с образованием в других университетах, далеко бы они ушли?
Наши школы не имеют возможности (и не хотят) внести или дополнить учебную программу, утвержденную в Министерстве — это незаконно, да и так проще. Им не нужно ни с кем конкурировать и им наплевать на конечный результат. Если образование не эффективно, значит Министерские программы, по факту, нужны лишь для того, чтобы в масштабах страны выпускать безграмотных людей примерно равного уровня дебильности.
А вот нужно ли это нам? Это вопрос…
Вячеслав Горобец