В предыдущей статье «Украина на краю. Логика революционного поворота» было доказано, что для системных изменений в стране необходим новый политический субъект (политическая партия). Состоящий из будущих новых элит общества. Вкратце были обрисованы принципы, на которых должна быть построена эта партия и чего следует избегать. Теперь необходимо обрисовать, хотя бы в общих чертах, как именно должна быть построена страна.
В этой статье я не практически не буду описывать экономическую модель и связанные с ней вопросы регуляторной и финансовой политики. Объём материала не позволяет всё это сделать в одной статье. Поэтому этому будут посвящены следующие публикации. В данной же статье я рассмотрю неэкономические вопросы.
Также сразу прошу извинения у читателей, что статья написана достаточно «сухим» стилем. Т.к. такие вещи «интересно» расписывать можно, но это также требует значительного объёма.
Для начала надо понимать в какой именно ситуации будет находиться Украина в момент смены нынешних псевдоэлит на новые элиты. Как уже говорилось в предыдущей статье, смена старых элит на новые возможна только тогда, когда эти предыдущие элиты не будут обладать ресурсами на удержание власти. При этом передача власти от нынешней власти к псевдооппозиции не является сменой элит. По причинам описанным там же в первой части. Скорее всего, в Украине будет «поэтапный» алгоритм смены элит. Т.е. сначала вполне вероятен переход власти к псевдоппозиции. Но для страны это ничего не решает, т.к. они действуют в рамках и логике той же части нынешней элиты, что сейчас находится у власти. Т.е. в угоду личным и корпоративным бизнес-интересам, которые привели страну к тому краху, что мы имеем сейчас. И полным ходом ведут её к катастрофе. Никакие системные изменения в рамках одной и той же элиты невозможны! Вне зависимости от того, какая именно часть этой элиты находится у власти в данный момент.
Сложится ситуация близкая к периоду февраль-октябрь 1917-го года. Когда Временное правительство после отречения царя не смогло решить ни одной системной проблемы страны. А только наплодила новые. Так и в случае прихода псевдооппозиции к власти Украина точно также будет продолжать своё падение. И такая власть продержится от года до трёх. В зависимости от размеров первоначального кредитования Украины из-за рубежа на волне «смены власти». Только от того, что в тюрьме окажутся нынешние правители граждане Украины получат, разве что, моральное удовлетворение. Через сравнительно краткое время «новая власть оппозиции» также рассыплется под воздействием экономических и социальных факторов. И новые, на этот раз действительно новые, элиты смогут прийти к власти.
Это означает, что страна будет находиться в тяжелейшем экономическом положении, политической нестабильности, инфраструктурной разрухе, тотального дефицита бюджета, скорее всего в состоянии дефолта (что останавливает все операции по импорту) и прочих неблагоприятных факторах вроде угрозы голода и т. д.
Что это означает конкретно?
-
Обнищание подавляющего большинства населения. Финансовые накопления населения будут им потрачены в период сползания страны в пропасть, а банковские депозиты просто исчезнут. Зачастую вместе с банками. Остановятся практически все ещё работающие предприятия и компании. Что выразится в отсутствии продуктов и ТНП в достаточном количестве.
-
ЗВР будут исчерпаны, остатки украдены. Дефолт – это не значит, что «всем кому я должен, я прощаю». Это означает объявление государством невозможности выплаты долгов. При этом сами долги никуда не денутся. Проценты по ним продолжают начисляться. В связи с отсутствием валюты у НБУ будет невозможно осуществлять импорт подавляющему большинству бизнес структур. Т.к. заявки на валюту по импортным операции бизнес размещает в банках. Которые, в основном, закупают валюту на УМВБ (Украинская межвалютная биржа). А основной «поставщик» валюты на УМВБ в наших нынешних и последующих экономических условиях – это как раз НБУ. В связи с тем, что уже на сегодняшний день 61% ВНП создаётся с использованием импорта, то можно только представить себе картину предстоящего апокалипсиса.
-
Социальные обязательства, оставшиеся «в наследство» от прежней власти будут значительно превосходить возможности по их исполнению. Уже сейчас бюджет не может обеспечить выплаты зарплат, пенсий и обеспечение социальных льгот вовремя. В бюджете уже не хватает денег. К моменту «Х» накопятся ещё и долгосрочные невыплаты
-
Госаппарат управления перестанет функционировать. Во-первых, по причине его непомерной громоздкости (с 1991-го года количество управленцев увеличилось не менее, чем в 12 раз). В бюджете не будет денег для выплаты им даже зарплаты. Во-вторых, по причине отсутствия «левых» доходов. Т.к. чиновники прежнего (на данный момент – нынешнего) госаппарата живут не на з/п, а на взятки. А в условиях исчезновения мелкого, среднего и среднего-плюс бизнеса, кормить взятками чиновников будет просто некому. Следовательно, попросту пропадает мотивация работать и чиновник не выходит на работу. В третьих – угроза расправы за предыдущие «художества».
-
Фактически, прекратит своё существование правоохранительная система. По тем же причинам. Следовательно – разгул преступности, мародёрство и прочие прелести.
- Как таковые окончательно исчезнут вооружённые силы Украины. Армия, в основном, просто разойдётся по домам с оружием в руках (защищать семьи). Какая-то часть армейцев перейдёт на сторону новой власти, какая-то собьется в банды. Но, как единая организационная структура она перестанет существовать.
- ЖКХ практически перестанет функционировать. Во-первых из-за технологической изношенности. Во вторых по причине отсутствия финансирования на поддержание работоспособности.
А также 8..9.. и много других пунктов.
Политическая ситуация будет следующая.
- Парламент или отсутствует, или его статус де-факто сведён к нулю.
- Институт президента отсутствует вместе с самим президентом и вертикалью его администрации
- Кабинет министров не функционирует.
- Все политические силы и лидеры прошлой системы по разным причинам не принимают участия в построении новой системы. В том числе, и так называемая сегодняшняя «оппозиция». Это же касается и части гражданских и общественных деятелей, замаравших себя в сотрудничестве с нынешними политсилами.
- Большее влияние приобретают радикальные партии и группировки. В первую очередь – правые украинские националисты, как наиболее организованные из подобных групп. Во вторую – русские радикальные группы Крыма, Донбасса и татарские националисты Крыма. При этом у них противоположные цели и задачи, менталитет.
- Победившая сторона скорее всего будет коалиционной. Динамика развития нынешней ситуации показывает, что система будет заменена на основе социального бунта «под руководством» различных групп, которые будут вынуждены объединиться для смены власти. В данном случае важно, чтобы большая часть коалиции придерживалось одинаковых целей и методов их достижения.
В этих условиях необходимо сразу взять ситуацию под контроль и достичь управляемости создаваемого заново государства. При этом надо понимать, что действовать в рамках существующего «прошлого» правового поля не получится. Т.к. оно было создано в интересах и для обслуживания прежних «элит». Также необходимо осознавать, что времени на обсуждения, конференции, национальные ассамблеи и прочие собрания не будет. Для того, чтобы страна не свалилась в хаос победившая сторона вынуждена будет действовать в режиме авторитарной или коллегиальной диктатуры. В течении периода, пока страна не станет на путь стабильно восстановления, а старые «элиты» не потеряют возможности восстановить ситуацию стране придётся пройти через этап диктатуры новых элит.
При этом в тоже самое время в рамках авторитарного управления необходимо выстраивать инструменты нового общественного договора и социально-экономическую модель, которые будут приняты большей частью населения. Это достаточно противоречивая задача тем не менее решается в Украине только путём внедрения этого «сверху» новыми элитами. В связи с этим решающим критерием является качество этих новых элит.
Для того, чтобы получить взять под контроль управление страной сразу же после смены элит необходимо решить ряд первоочередных задач.
-
В первую очередь производится чистка и создание заново силовых структур – МВД, прокуратуры, СБУ. Не обладая силовыми возможностями, невозможно будет вывести из субъектности старые «элиты». Необходимы переаттестация всего состава, что останется в рядах, расследование преступлений и суд над преступниками в погонах. Осуществлять это будет новая власть, которая будет опираться как на собственных людей, так и привлечённых, после проверки, бывших сотрудников силовых министерств. Которые ушли или которых «ушли» при прежней власти. Отслеживание «чёрных капиталов», в т.ч. и за рубежом, должно стать профессиональным спортом новой СБУ.
-
Опираясь на лояльные силовые структуры необходимо провести люстрацию депутатского корпуса, высших чиновников, переаттестацию оставшихся. Расследовать преступления предыдущих властей. Люстрация означает поражение в правах – как минимум, невозможность избирать и быть избранным и работать в госструктурах.
-
Полное реформирование судебной власти. Пока судьи назначаются, ни о какой «независимости» судов говорить невозможно. Судьи должны избираться. На местном уровне на местных выборах и далее по судейским структурам среди судейского корпуса. Естественно, что должны быть критерии отбора – образование, опыт, отсутствие «тёмного шлейфа» и данный судья сам не люстрирован и не находится под следствием. Кроме этого необходимо ввести суд присяжных по криминальным делам.
-
Новые Кодексы – уголовные, гражданские, хозяйственные и т.д. Где будет ужесточено наказание за экономические преступления и коррупцию. Но их уже будет принимать новый парламент. Как и новую Конституцию.
-
Реформирование админструктуры министерств и ведомств. Сокращение комитетов, количества чиновников, отвечающих за лишние и ненужные процедуры. Тут многое будет завязано на новой экономической модели, для которой такое количество бюрократов попросту не нужно.
-
Реформирование административно-территориального устройства страны. Такое количество областей в небольшой, в общем-то, стране не нужно. У нас смело можно объединить по 2-3 области в одну. За исключением географически отдельных Крыма и Закарпатья. Районы, скорее всего, объединять не стоит. Потому как это будет один из уровней местного самоуправления (см. ниже)
-
Ограничение так называемой «свободы слова». Которой и сейчас по настоящему нет. Каждое СМИ и каждый журналист должен нести ответственность, вплоть до уголовной, за недостоверную информацию. Также должны нести ответственность СМИ, включая ТВ-каналы – вплоть до закрытия. Главное, чтобы оставшаяся часть прежних элит не могла воспользоваться информационными ресурсами для восстановления своего положения. Решения о закрытии или привлечения к ответственности должны проводиться только через суд.
Вообще ответственность должна стать ключевым понятием нового украинского государства и общества. Не права и свободы, а именно ответственность. У нас никто не понимает, что свободы и права должны следовать ПОСЛЕ ответственности за их обладание. В западном мире именно ответственность вбивалась в головы тысячу лет (со дня Хартии вольностей). У нас «свободы» понимаются как вседозволенность, а «права» — как инструмент удовлетворения потребностей. И это касается каждого члена общества.
К чему должна прийти страна после установления в ней власти новых элит.
В современной Украине государство враждебно интересам простого человека, обслуживая узкую группу олигархов. Задача заключается в том, чтобы государство служило большинству, а не меньшинству. Это невозможно без кардинального слома государственной системы и построения новой Украины.
-
Форма правления – президентская республика. Для восстановления страны необходима чёткая исполнительная вертикаль. Где есть ответственные как отдельные участки и направления работы, так и за всё происходящее в целом. Кабмин назначается президентом. Исполнение решений через администрации.
-
Парламент, который избирается только по мажоритарной системе. Почему только по мажоритарной? Потому что только при мажоритарной системе выборов можно ввести процедуру отзыва депутата избирателями. И такая система должна быть введена. Количество депутатов необходимо сократить раза в три. Для сравнения: весь Европарламент – это 751 депутат из 28 стран. У нас – 450 штук. Законодательная власть.
-
Местные органы управления. Выборные губернаторы, мэры и главы муниципальных округов. Муниципальные округа – соединение нескольких сёл, посёлков, пгт в один территориальный орган. Для городов областного подчинения – отдельные советы. Возможно, без деления городов на районы. Данные выборные должности должны быть совмещены с главами местных администраций соответствующего уровня. Местные советы. Количество депутатов в каждом – ограничить. Киеву, например, и даром не нужен совет в 120 человек. Кроме советов и глав администраций на нижнем местном уровне должны избираться начальники РОВД (шерифы) и судья округа (города).
-
Ввести электронное правительство и электронную общественную палату. В которой зарегистрирован каждый житель страны. Это работает во многих странах. Даже в России введение этих инструментов дало очень большой эффект. Что это даёт? Вот только некоторые моменты:
— каждый документ может проследить любой житель страны – в каком он ведомстве на данный момент, кто принимал решения персонально, какое решение принято;
— тоже самое касается всех судебных решений и исполнений:
— вместо собирания подписей по общественным инициативам и беготня со списками по чиновникам устанавливается лимит электронных подписей проживающих в данном административном районе, при чём достаточно небольшой, при котором автоматически создаётся документ, который автоматически направляется по соответствующим инстанциям. С обязательным принятием решения. Всё это опять таки можно совершенно спокойно просмотреть;
— все решения, которые касаются жизни граждан в данной административной единицы принимается после электронного голосования;
— все главы гос. структур каждой административно-территориальной единицы ежеквартально отчитываются перед собранием жителей, а видеоотчёт выкладывается в общий доступ.
И так далее. Инструментарий там очень широк и уже используется во многих странах. По сути – ничего особого придумывать не надо. Надо скопировать работающие модели с некоторыми минимальными изменениями.
Кроме этого вся система выборов строится по принципу совмещения «ручного» и «электронного» тайного голосования. Технически это уже осуществимо в городах. Необходимо довести эту систему до общенационального охвата. Т.е. в день голосования каждый голосует не только в избирательном бюллетене, но и в электронном варианте. При существенном несовпадении результатов выборы в данном избирательном округе являются недействительными, а местная избирательная комиссия автоматически попадает под следствие.
О финансировании местных бюджетов я распишу в следующей статье, которая полностью будет посвящена новой социально-экономической модели. Скажу только, что систему централизованного пылесоса, когда всё собирается в центральный бюджет а потом «распределяется», необходимо полностью менять. Но только в связке с новой налоговой политикой.
-
Тотальная обязательная публичность решений чиновников и советов всех уровней. Причём не только постфактум, а во время принятия решения. Специальные помещения для проведения тендеров с записями на видеокамеры и доступом любого желающего к просмотру (кроме вопросов касающихся непосредственно безопасности страны). Премии за журналистские и прочие расследования случаев коррупции. Доступ представителям СМИ на все заседания КМУ, заседания советов всех уровней, проведение тендеров и т.д (опять таки, кроме вопросов касающихся непосредственно безопасности страны). Широкое освещение в СМИ и интернете всех важных решений чиновников. С другой стороны любой человек, в т.ч. и журналист, должен знать, что за искажение информации он будет нести ответственность.
-
Глубокая реформа образования, направленная на решение нескольких ключевых задач:
— начальная и средняя школа должна прививать волевые качества, высокую физическую культуру, умение принимать решения, поиск талантливых детей;
— воссоздание системы профессионального образования с учетом новых реалий;
— переформатирование системы высшего образования в пользу качества образования и привязке к потребностям экономики;
— переформатирование Академии наук, которая должна производить инновации, а не проедать деньги;
— создание инновационных площадок, где любой желающий за минимальные деньги может заказать расчёт своего проекта и своих технических идей. В этом могут и должны участвовать как гос. структуры, так и фрилансеры и т.д.
7. Реформа вооружённых сил. Которые будут состоять из трёх частей:
— Корпус специального назначения, наподобие Французского иностранного легиона. Который будет участвовать в операциях, связанных с международными обязательствами – миссии ООН, борьба с пиратством, терроризмом и т.д.
— Профессиональная контрактная армия. Относительно немногочисленный и впоследствии высокотехнологический контингент профессиональных военных.
— Народное ополчение по типу Национальной гвардии США (но, с определёнными отличиями). По административно-территориальному принципу. Может быть мобилизовано либо в случае большой войны, либо локальных военных действий в отдельных территориальных единицах. Любой внешний агрессор будет сначала долго думать, зная что в стране, где несколько миллионов вооружённых людей, из «каждого окна, площадь погребальная» для него видна. Также используется как резерв МЧС при масштабных чрезвычайных ситуациях.
— ВВС
— Флот, которого сейчас фактически нет.
— В перспективе – Военно-космические силы (спутниковая группировка).
Служить могут как мужчины, так и женщины.
Вопрос о восстановлении ядерного статуса Украины достаточно сложен. Надо понимать, что даже объявив о таком намерении в ближайшие, после смены власти годы, Украина моментально попадает в международную изоляцию со всеми вытекающими последствиями в виде экономического эмбарго и возможной прямой военной интервенции. В современном мире все страны, которые не имеют собственного ядерного оружия, но имеют или строят атомную энергетику обязаны и реакторы для АЭС, и топливо для них покупать только у США и России. И это находится под пристальным наблюдением массы международных контролирующих органов. К тому же производство, хранение и обновление ядерного оружия и средств доставки требует колоссальных средств, которых у нас не будет ещё долго. Но в последующем, в случае дальнейшей регионализации мира, распада государств и перехода мира в кластерное состояние (новый миропорядок) к этому вопросу можно будет вернуться.
8.Вопрос о народном ополчении непосредственно связан с оружием на руках у гражданского населения. Оружие у населения должно быть. Для этого есть несколько причин:
— Власть не должна бояться собственного народа. Наоборот, вооружённые граждане должны быть опорой власти;
— Угроза применения оружия в ответ снижает уровень преступности. Бандиты – вооружены. Необходимо «уравнять шансы».
— Вооружённое население, ещё и организованное в ополчение – это фактор предупреждения внешней агрессии.
Все разговоры о том, что оружие на руках у людей вызовет всплеск преступности и гражданскую войну – чушь. Преступность и гражданские войны происходят из-за социально-экономических факторов. Подавляющее большинство убийств в нашей стране совершается обычным кухонным ножом. Стран, в которых запрещено свободное владение оружием, но в которых идёт гражданская война – достаточно. А вот государств, где владение оружием разрешено, но в которых идёт гражданская война – не так уж и много.
Кроме этого, оружие необходимо заслужить. Т.е. обладание оружием несёт за собой ответственность. Как минимум службу в народном ополчении. Т.е. человек с оружием обязан защищать страну в случае угрозы ей. Также лишаются права на владение оружием люди с криминальным прошлым, люстрированные, душевнобольные и т.д.
9. «Национальный вопрос». На самом деле данный вопрос снимается в принципе при нормальном развитии страны, экономики и повышении жизненного уровня людей. Необходимо понимать, что Украина – страна многонациональная. Поэтому пропаганда любых идей, направленных на противопоставление людей по этническому признаку является угрозой целостности страны и её безопасности. Все дискуссии об истории, памяти, почитания тех или иных героев и т.д. должны быть переведены из общественно-политической плоскости в сугубо научную. Для этого необходимо принять несколько правил:
— Державною мовою є українська. Но при этом исповедуется принцип свободы языка – общение, издание книг, СМИ и т.д. производится на том языке, на котором хочет их видеть автор, редакция и т.д. Региональные языки могут быть, но минимальной территориальной единицей, где они могут быть введены – это районы области или город. При этом за введение регионального языка должно быть определено местным референдумом и такой региональный язык должен быть только один. И это означает, что кроме украинского языка, который действует везде, в районе (городе) может быть использован и региональный язык. Причём, только в документообороте, что не выходит за пределы района.
— Во всех школах страны преподавание идёт на украинском языке с обязательным изучением ещё и русского, английского и регионального (если введён) языков. Если кто-то хочет вести обучение не на украинском языке, то он открывает частное учебное заведение и в нём преподаёт на другом языке. С обязательным изучением украинского, русского, английского и регионального языков. Из бюджета такая инициатива не получает ни копейки. Необходимость знания русского и английского языков ясна из наших экономических, культурных и прочих взаимосвязей с Россией и Западом. Собственно, если открыть сайты по тематике поиска работы, то практически все работодатели требуют свободного владения украинским, русским и английским языками.
— Свобода памяти. Если кто-либо хочет поставить кому-то (или снести) памятник, то это решается на уровне местного совета или местного референдума. Вопрос установки или сноса памятника в селе Кукуево не должен выноситься и освещаться на общенациональном уровне. Преподавание истории должно вестись на основе фактов, а не трактовок. Т.е. вообще запретить трактовку истории в преподавании и оставить это специалистам и науке. Если где-то кто-то верит в Сталина, Бандеру, Батыя, Мерлина и т.д., то это их личное дело. Если это поддерживается большинством граждан в данной местности, то отмечайте и празднуйте. Только за счёт местных бюджетов и за свой счёт, а не за счёт общегосударственного бюджета.
Тоже самое касается и других идеологий. Всё что может разделять граждан и противопоставлять их друг другу, неважно по какому признаку – этническому, классовому, религиозному – необходимо снять с общенациональной повестки. В Украине достаточно много проблем, которые не решаются ношением вышиванок или пением интернационала. Вносить в нестабильную ситуацию ещё и противостояние по «идеологии» — это преступление. Активные носители таких идей должны быть изолированы, а организации, активно это проповедующие – запрещены. Хотите – верьте, чтите, но за свой счёт и не навязывайте это другим.
Национализм в Украине должен быть только гражданским. Т.е. по гражданству. А не по каким либо ещё признакам.
10. В целом, это же касается и Церкви. Свобода вероисповедания (свобода веры). Но при этом необходимо, наконец-то, отделить церковь от государства. В настоящее время храмы строятся за счёт бюджета, религиозные праздники проводятся за счёт бюджета, церковники имеют массу льгот, высшие чиновники принимают участие в религиозных торжествах. У нас что – государственная религия?
— Все культовые сооружения любых конфессий должны строиться только за счёт церквей или добровольных пожертвований прихожан. Ни копейки из бюджета на это не выделять.
— Все религиозные праздники проводить за счёт церквей.
— Высшие чиновники не должны принимать публичное, освещаемое участие в религиозных праздниках. Хочешь помолиться – приди частным образом как обычный человек.
— Все коммерческие структуры церквей должны платить налоги на общих основаниях.
11. Внешняя политика.
Необходимо понимать, что участие Украины в любых союзах, блоках и соглашениях должно нести выгоду стране. Внешняя политика должна быть направлена на улучшение внутренней ситуации. Необходимо выбирать оптимальные решения из сложившихся геополитических ситуаций. Поэтому Украина, выбирая ТС или ЕС должна руководствоваться выгодой для страны. Необходимо играть на противоречиях России, США, Китая и Европы. Выбивать себе максимальные преференции, позволяющие улучшить безопасность и загрузить нашу экономику. Мы не должны делать резких шагов, чтобы нас не опрокинули более сильные соседи.
К сожалению, на настоящий момент мы слишком зависимы от импорта. От России – импорт газа и рынки сбыта продукции. От Запада – рынки сбыта сырья и импорт всего, чего только можно. И мы не можем отказаться либо от одного, либо от другого.
Сейчас у Украины нет сильных позиций, чтобы вступать в ЕС, ТС, НАТО или другие «сильные» союзы. Мы больше теряем, чем приобретаем. Для того, чтобы мы могли торговаться за более выгодные условия необходимо поднять страну. Через 10-20 лет для Украины будет интересен путь интеграции с Польшей, Беларусью, Чехией, Словакией, возможно Венгрией, выход на Турцию и далее на юг. Т.е. при неминуем ослаблении (самоликвидации) ЕС и распаде России Украина может быть центром интеграции вышеуказанных государств и создания пояса «Босфор – Балтика». Такая конфигурация будет обеспечена ресурсами, геополитическим положением, военной силой, рынком сбыта и т.д.
В ближайшее время же Украине необходимо продолжать политику внеблоковости. Заключая какие-либо отдельные торговые соглашения, исходя из вышесказанного.
Я перечислил далеко не все, но на мой взгляд основные аспекты, не касающиеся социально-экономических вопросов новой модели Украины. Обрисованы они тезисно. По некоторым из них есть более глубокая проработка, другие требуют детализации. Но это уже задача аналитиков того нового субъекта, который будет строить новую Украину.