«Прорастание» власти снизу вверх

0
1897

В комментариях не единожды прозвучала мысль о революции, когда существующая система свергается, ее место занимает новая система. Поскольку происходит просто ротация личностей, а человечество в целом не изменилось, люди несут в себе все те же пороки, и история повторяется. Новая власть начинает закручивать гайки, и снова революция. Словно новые актеры играют все ту же пьесу.

На первый взгляд, в этом спиральном движении истории нет смысла. Какой толк от этих революций и наступания потом на все те же грабли? Возможно, это своего рода сброс пара, который необходим людям, но не решает проблемы в целом. Очевидно, что данный подход — тупиковый, просто по определению. Ни одна организация, с какими бы светлыми лозунгами она не свергала текущую власть, не воплотит потом заявляемых идеалов.

Здесь есть только один путь, давно известный людям, но очень тяжело воплощаемый: гражданское самоуправление. Власть не нужно свергать, должно произойти «прорастание» власти снизу вверх, т.е. рост сознательности и уровня развития граждан, которые без нарушения существующих законов организуют полезную для общества деятельность, самоуправление во все возрастающем масштабе (примером территориального самоуправления являются ТСЖ). Начиная с малого, шаг за шагом, люди смогут построить такое общество, для регулирования которого не требуется жесткий контроль сверху, и произойдет это без потрясений. Конечно, это идеальный вариант, как будет на деле — покажет время.

Власть не надо свергать, стремиться занять ее место, нужно делать все от нас зависящее на местах. Если хотя бы половина жителей не бросала мусор посреди улицы, не дымила сигаретами в гуще толпы рядом с детьми и т.п. — представляете, насколько иной была бы жизнь? А ведь для этого достаточно просто помнить о том, что мы — часть общества, и желать этому обществу позитивных изменений. Таких осознаний не добиться силовыми воздействиями сверху, только рост сознательности людей через просветительство и личный пример.

В истории были немногочисленные примеры гражданского общества, например у альбигойцев (что, правда, вынудило римскую каталическую церковь организовать крестовые поход против них). И в современности, под рукой нет инфы, у меня знакомые были в какой-то общине (вроде в Италии), там огромные территории с домами, мастерскими, библиотеками и пр. — полная автономия и самоуправление.

Высокоморальное общество не подразумевает отсутствие силовой и судебно-исполнительной системы. Самая живая иллюстрация того, о чем я говорю, всем знакома еще со школьной скамьи: Новгородское вече. Тогда власть не была сосредоточена в руках князей, а позднее самодержавных царей, управление государством и решение всех вопросов (экономических, военных, политических) происходило сообща. Это была действительно легитимная власть, которая не просто выбиралась, назначалась, или еще как-то. Представители родов образовывали советы поселений, представители от них — входили в совет более крупных собраний, и так по цепочке, абсолютно полное самоуправление. Государства, как вышестоящей силовой системы нет, люди сознательно объединяются в эффективные ячейки, выделяя лучших своих представителей для решения более глобальных вопросов. Чувствуете разницу? Дерево власти прорастает снизу вверх, естественным образом, а не как паразит, опускающий свои щупальца сверху вниз. По ряду причин эта эффективная система самоуправления не выдержала борьбы с теми, кто хотел получить личную власть, и постепенно представление об управлении государством перевернулось на 180 градусов, цари и диктаторы стали нормой общества, а о системе согласованного общественного самоуправления остались скупые упоминания в истории.

Для борьбы с «жуликами» в те времена были дружины, мотивация которых принципиально отличалась от современной полиции.

Если несколько крепких ребят из поселения создают дружину, они заинтересованы в защите своих же родственников. Да и время было другое тогда, мужчин воспитывали с пеленок ратному делу, были очень сильны родовые традиции, и совсем иное отношение к защите рода и страны. Даже язык не поворачивается сравнивать с тем, как и для чего сейчас готовят полицейских.

Депутат — это человек «ниоткуда», который нашел ресурсы для вступления в избирательную гонку. Глава общины — это человек, реальными делами заслуживший доверие и уважение, прошедший огромный путь, не перескакивая ступени: сначала он стал опорой для своей семьи, потом семьи признали его авторитет и он стал главой рода. Это все реальные дела, тут лицемерием и обещаниями не продвинуться.
Получается, что глава уже сделал дело, и заслуженно получает власть, чтобы умножить свою пользу обществу, а будущий депутат еще ничего не сделал, но просит дать ему власть, после чего он якобы горы свернет ради народа.

Опыт вече применим, потому что мы говорим о самом принципе, не его форме. Понятно, что сейчас у нас есть интернет, сми и прочее. Разве логично, что принцип самоорганизации человеческого общества успешно работает до какого-то количества людей, а потом вдруг резко все необходимо развернуть наоборот, сделать централизацию власти, ее силовую вертикаль и т.п.?

Добавить комментарий