Это решение дастся Украине дорогой ценой, поскольку несет с собой массу издержек.
«Во-первых, транснациональные нефтяные компании как Shell стремятся сократить локализацию капитальных затрат в стране работы и глобализовать пул закупок, чтобы снизить издержки. Поскольку в Украине многие поставщики соответствующего оборудования отсутствуют, также не хватает квалифицированных кадров, Shell будет использовать свою глобальную сеть для сорсинга этих ресурсов», — говорит Алексей Комаров.
К примеру, на проекте Сахалин-2 Shell постоянно повышала смету затрат (только в 2006 г. с 12 до 20 млрд. долл.) и локализовывала закупки на развитых рынках, а не в России, чем спровоцировала атаку со стороны российских властей в 2007 г.
«Поэтому даже в случае успеха проектов Shell, Украина сможет освоить в действительности довольно ограниченный объем создаваемой добавленной стоимости и основной ее объем уйдет в импорт и вывод прибыли за рубеж», — считает аналитик.
Какой ценой?
Сразу следует отметить, что проект Shell никак не повлияет на уровень цен для конечных потребителей в Украине, ведь очевидно, что Shell движет полностью коммерческий интерес и продавать добытый газ компания будет по рыночным ценам, диктуемым поставщиком с наивысшей ценой – Газпромом. Стимулом для Украины в данном случае является экстракция добавленной стоимости не через низкий уровень цен на газ для украинских потребителей, а через затраты проекта: налоги в бюджеты всех уровней, закупки на украинском рынке и заработные платы.