Само словосочетание «Крещение Руси» – идеальное для новой партии бурных дискуссий. Слово «крещение» – как сигнальный знак для антиклерикалов, «Русь» – для украинских патриотов. Все вдруг резко вспомнят о том, что «Владимир крестил всех огнем и мечом» и что «при чем здесь Путин и патриарх Кирилл, Москвы вообще еще не было в IX веке даже в качестве деревни».
Можно детально разбирать каждый стереотип об этом событии. К примеру, вспомнить о том, что фраза «огнем и мечом» относится только к эпизоду крещения новгородцев и что процесс христианизации Киевской Руси продолжался больше столетия. Но все эти оправдания, как мне представляется, бесполезны. Церковь, многие высказывания священников, само их существование в медиапространстве у части людей вызывают раздражение. Кто-то считает православных непонятно откуда взявшимся пережитком средневековья, кто-то не может спокойно слышать призывы к нравственному совершенству на фоне появляющихся новостей об аморальном поведении отдельных пастырей.
Я не хочу ни с кем спорить. Просто объясню свой выбор. Для меня Крещение Руси – большой и важный праздник. Языческий князь полудикого народа принял очень важное решение: попытаться изменить культуру своей страны. Да, я знаю, что у него было сотни наложниц, не повторяйте мне школьный пересказ Нестора Летописца. Я ценю его не за то, кем он был, а за то, кем он стал. Все восхваляют Стива Джобса или, к примеру, Опру Уинфри за их выдающиеся карьерные достижения или их предприимчивость. Но в молодости они тоже не являли собой образец для подражания. Люди часто прощают своим кумирам их слабости. Точно так же и христиане прощают своим святым их падения.
Я верю в то, что Христос изменил жизнь князя Владимира. Потому что я видел, как Спаситель меняет жизни многих других людей. Я видел наркоманов и алкоголиков, кающихся в своих грехах, я видел священников, организовавших на своих приходах бесплатные столовые для нищих, я видел монахов, которые сдают кровь для больных детей. Они тоже читали о жизни князя Владимира, дорогих машинах некоторых иерархов или часах патриарха Кирилла. Но у них другая мотивация нахождения в церкви – мистическая и иррациональная, если выражаться светским языком. Именно в церкви люди находят живую связь со Всевышним. И ошибки некоторых священнослужителей уже не имеют значения. Даже в самой совершенной общине – учеников Иисуса – среди двенадцати человек один оказался подлым.
Легче всего сказать: «Бог у меня в душе» или «Церковь и религию придумали попы, чтобы деньги зарабатывать». Если Бог в душе, то я могу своей молитвой горы переставлять, больных исцелять одним прикосновением руки. По крайней мере, умею контролировать собственные эмоции. Если это для меня еще не доступно, то лучше пойду перечитаю Новый завет и помолюсь на службе.
А о том, сколько денег попы зарабатывают, я могу отдельный роман написать. Я лично знаю больше трех десятков батюшек, большинство ездят на маршрутках или на дешевых подержанных авто и худо-бедно обеспечивают свои семьи. Правда, у одного был Mercedes – большой такой, грузовой, модель Vito. Он там перевозил снаряжение для православных скаутов, которые каждый месяц организуют лагеря для подростков.
Почему праздник? Я не знаю, сколько еще на Руси продолжались бы человеческие жертвоприношения, как это практиковалось в язычестве, и не стала бы Русь, в конце концов, мусульманской Золотой Ордой? И что стало бы тогда с историей Европы, которая была спасена от Батыя именно Русью? Нет смысла гадать. В самом споре на тему Крещения Владимира чувствуется отрицание истории своей страны. Она есть такая, как нам дана предками. Обвинять их в ошибках их выбора – снова снимать с себя ответственность за будущее.
Почему еще это праздник? Потому что выбор Владимира Святого – это и мой выбор. Я сам – православный христианин. Как сказал один проповедник, в мире, порабощенном кумирами и суетой, раб Божий – самое высокое звание. Звание, в котором больше свободы, чем может показаться на первый взгляд.
Пафосное очень получилось объяснение. Тема такая героическая, без этого никак. Но если серьезно, есть в этом праздновании все-таки один очень негативный момент. Это участие чинуш разного уровня. Когда-то Остап Бендер сказал Шуре Балаганову: «Рио-де-Жанейро – это хрустальная мечта моего детства, не трогайте ее своими грязными лапами». Когда о Христе или о событиях, с ним связанных, говорят люди сомнительной репутации, впечатление такое, что кто-то прикоснулся «грязными лапами к хрустальной мечте».
Если чиновники, которые приходят на такие празднования, на самом деле разделяют постулаты христианской религии, то почему в стране столько коррупции? Или заповедь «Не укради» снабжена примечаниями с перечнем исключений? Почему в центре столицы работают бордели и никто даже не собирается их закрывать? Можно долго продолжать перечень пороков, уровень которых люди, облеченные властью, вполне могли бы уменьшить.
Так что не пойду я на Владимирскую горку, на этот праздничный молебен с чиновниками. Отпраздную иначе. Расскажу детям о Владимире Святом и том, почему он святой.
Успех проекта византийских спецслужб. Работает до сих пор. Абсолютно неславянсое чужеродное учение.