Грешно быть бедным и не знатным, когда в стране есть путь. Грешно быть знатным и богатым, когда в ней нет пути. Конфуций
Обсуждая последние экономические события, от коллег-экономистов я все чаще слышу мечтательное «если».
«Если победит оппозиция», «если поменяется исполнительная власть», «если наконец-то снимут неэффективных и коррупционных менеджеров государственных и полугосударственных предприятий», то…
И я решила сделать опрос, каких же первых шагов от новой власти они ожидают. Задала этот вопрос своему кругу общения: сотрудникам банков и инвесткомпаний. Их имена я здесь не привожу, и вот почему.
Первые же ответы обескуражили. Пятеро из семи опрошенных ответили, что ничего от власти не ждут: ни от старой, ни от новой, ни вообще от любой.
Тогда я изменила вопрос: если в октябре придет к власти некая гипотетическая идеальная власть, что конкретно нужно сделать для улучшения экономической среды в Украине?
Ниже приведен перечень чаще всего встречающихся ответов и комментарии к ним.
1. Импичмент президента.
2. Передача в суд громких коррупционных дел.
3. Отмена скандальных тендеров, проверка законности прав на оказание тех или иных услуг, поставку товаров и при необходимости — проведение новых прозрачных тендеров.
4. Отмена закона, подписанного президентом 1 августа 2012 года, «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам государственных закупок».
Этот закон полностью лишает общественность информации о закупках вроде скандальных «харьковских лавочек» или импортной малины по 672 грн за кг.
5. Расследование громких уголовных дел и контроль со стороны депутатского комитета за расследованиями.
Последние 15 лет экономисты говорили об инвестиционном климате, эффективной приватизации и налоговой системе, концентрации банковского капитала и сельхозземель у эффективных собственников, рынке земли, вложении бюджетных средств в инновационные технологии — аэрокосмическую, ИТ, фармацевтическую, строительную. Теперь же они начали говорить про уголовную ответственность, коррупцию и импичмент. Появилось ощущение, что мы в зале суда, а зал суда — в дурдоме.
Вопрос: почему же вы ни слова не сказали про экономику? Ведь нужно делать те необходимые шаги, чтобы страна развивалась. Чтоб были деньги на повышение социальных стандартов.
Ответ: экономики больше нет. Экономика — это капитал (денежные средства, недра, средства производства) и люди. Денежные средства и недра украли. Людей убили, посадили и запугали. Самые эффективные бизнесы рейдерски захватили, деньги вывели.
Крупнейшие регуляторы экономической системы поливают напалмом все, что может в будущем накопить капитал. Налоговая душит бизнес (малый и большой), Нацкомиссия по финансовым услугам убивает сектор финансовых услуг, а «бандиты» убивают или арестовывают людей, умеющих зарабатывать деньги.
В лексиконе экономистов появилось совершенно нехарактерное слово (и его синонимы) — «убийцы».
«Спасать» экономику не приоритетно — когда горит дом, спасают детей и близких, а не вещи. Сейчас нужно спасать страну, как ни пафосно это звучит. Все понимают, что экономика инертна. Например, по статистике, повышение цены на нефть отображается на инфляции спустя три-четыре квартала. Влияние наших «бандитов» на экономическое положение граждан отобразится в цифрах через 8-12 кварталов. Нужно два-три года, чтобы в стране накопился критичный дефицит бюджета. Вот почему опрошенные мною экономисты ничего не ждут от новой власти. Даже если она будет идеальной, через два-три года мы увидим «провалы» в бюджете и невозможность финансировать пенсионеров, образование и медицину. «Провалы», зачатые в сегодняшнем дне.
Сейчас мы тоже наблюдаем «дыры» в бюджете. Это следствие 2009-2010 годов, когда в экономические блоки власти и регуляторы пришли непрофессионалы. Тогда они бездействовали и учились воровать. Те, кто пришли сейчас, отнимают и воруют последние крохи. Остановить это практически нереально.
При этом ключевые макроэкономические показатели показывают среднестатические для Украины значения: рост ВВП за первое полугодие 2,5%.
Правда, по итогам полугодия по отношению к 2011 году мы увидели резкое ухудшение платежного баланса с +1 795 млн долл до -1 120 млн долл, которые будут компенсированы за счет золотовалютных резервов НБУ.
Вопрос: почему экономисты говорят про уголовную ответственность?
Только в 2012 году были умышлено убиты или, по мнению милиции, убиты:
1. Возбуждено дело по ст. 115 «умышленное убийство» Олега Семинского , главы правления «Нефтегаздобыча».
2. Убит Геннадий Аксельрод , вице-президента промышленно-финансовой группы «Спарта».
3. Убит председатель Донецкой областной общественной организации “Конгресс азербайджанцев” и известный предприниматель Игбал Махмудов .
4. Убит Олег Труфанов, владелец сети автозаправок .
5. Покушение на Сергея Лубинца , николаевского бизнесмена.
Возможно, кто-то скажет, что все эти люди, так или иначе, были связаны с ОПГ. Однако обычным среднестатистическим бизнесменам страшно работать, страшно за себя и за своих детей.
Почему вы не верите ни в какую власть?
Цитирую: «Согласно исследованию гражданского движения «Чесно» 198 депутатов причастны к коррупционным действиям, к коррупции причастны 103 (53%) депутата от Партии регионов, 30 (30%) — БЮТ, 21 (34%) — НУ-НС, 20 (100%) — внефракционных, 8 (32%) — КПУ, 9 (45%) — Народной партии и 7 (37%) — из группы «Реформы ради будущего».
То есть ниже, чем 30%, коррупционеров нет ни в одной фракции. Даже если выиграет оппозиция, уровень коррупции, возможно, снизится, но запущенные нынешней властью коррупционные механизмы останутся.
Нужно время, чтобы, например, отменить закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам государственных закупок», после которого журналисты и общественность не будут иметь ни одного механизма контроля над госзакупками.
А отменить его будет непросто, в нем заинтересована большая часть депутатов. Если выиграет оппозиция, а ПР станет оппозицией, чиновники быстро не поменяются, да и пришедшие придут на возделанные «коррупционные поля».
Какой может быт выход из ситуации? Очевидного — ни одного.
Чтобы остановить «бандитов», нужна диктатура и диктатор, но это окончательно добьет умирающую экономику. Продать остатки предприятий и землю иностранному капиталу — означает полностью утратить саму идентичность и стать сырьевым придатком запада или востока, и тогда экономику порвут на части.
Некоторые развитые страны видят в Украине исключительные интересы: китайцы и арабы хотят получить землю, восточный капитал — ГТС, порты, энергетику, запад — металлургию, химическую промышленность и большой рынок сбыта.
При этом внутреннюю промышленность развивать никому не интересно, и граждане этой страны при «дерибане» — абсолютно лишние свидетели либо рабы.
Аналогия, которая приходит в голову: мы сейчас большое стадо очень вкусных баранов, окруженных очень голодными львами и шакалами, а сверху летают грифы, которые точно знают, что падалью можно будет скоро поживиться.
Мы медленно, но уверенно идем в экономическое и социальное рабство. При этом формально наша страна будет иметь суверенитет и через 20, и через 30 лет, но граждане, предприятия, партии станут рабами.
А неочевидный выход есть?
«Доброе слово и пистолет гораздо лучше, чем доброе слово или пистолет в отдельности, а умение пользоваться этими инструментами — главное, что отличает нас от окружающего стада овец. Я отдам три десятка своих головорезов за одного человека, умеющего решать вопросы, разговаривая», — Альфонс Габриэль «Аль» Капоне.