Вначале — несколько фактов. Которые — просто факты и могут трактоваться в любую сторону.
Основные запасы углеводородов Украины приурочены к трём нефтегазоносным провинциям (НГП) — Карпатской, Днепровско-Донецкой и Причерноморско-Крымской. Иногда можно встретить и другое наименование этих же нефтегазоносных провинций, активно педалируемое в рамках новой страны “от Сяна до Дона” — Западная, Восточная и Южная НГП, но суть вопроса от этого никак не меняется — у страны есть только три крупных площади по добыче углеводородов, вокруг которых и крутятся все существующие и перспективные проекты по нефти и по газу.
Карта нефтегазоносных провинций Украины.
На оставшейся территории Украины вероятность обнаружения каких-либо месторождений углеводородов близка к нулю — уентр страны представляет из себя практически монолитный древний архейский кристаллический щит. Чехол осадочных пород на нём позволяет рассчитывать только на обнаружение месторождений бурого угля — формирование месторождений газа, нефти и даже каменного угля на нём представляется невозможным даже с геологической точки зрения.
Первой в историческом развитии была освоена Карпатская НГП. Согласно историческим данным, добыча нефти кустарным способом в этой провинции началась ещё в 1800-х годах (село Старая Соль).
Бурное развитие капитализма в Австро-Венгерской Империи в XIX веке привело к быстрому освоению карпатской нефти — собственно говоря, никакой нефти, кроме карпатской, у Австро-Венгрии и не было.
Поэтому, если в 1864 г. на всех прикарпатских промыслах добыто лишь 2 тысячи тонн нефти, а в 1886 г. – 29,1 тысяч тонн, то уже в 1909 году Восточная Галиция достигла наивысшего уровня добычи нефти — более 2 миллионов тонн в год, или 40 тысяч баррелей нефти в день. По тем временам эти объёмы составляли около 5% мировой добычи жидкого топлива. Освоение нефтедобычи и переработки нефти привела к бурному развитию региона и в лучших традициях капитализма постепенно перешла под контроль иностранных (преимущественно французских и американских) предпринимателей.
Им также принадлежал сопутствующий промысел — добыча и переработка озокерита (“горного воска” — спутника нефти), широко используемого для изготовления тогда актуальных свечей и в лечебных целях. Хороший репортаж о “галицком аде” (это, если что, слова Ивана Франка) можно посмотреть здесь (траффик, много фото)
Борислав начала ХХ века.
В последующие годы добыча нефти и озокерита в Предкарпатье неуклонно сокращалась — собственно говоря, СССР, пришедший в Карпаты в конце 1930-х годов (а реально отстроивший местную нефтедобычу, разрушенную войной, и того позже — в 1950-е годы) подоспел уже к “шапочному разбору” — основную, лёгкую нефть Карпат выкачали ещё до него.
В 1950-х годах в Карпатах были открыты новые месторождения, которые некоторое время поддерживали относительно высокий уровень добычи “чёрного золота”, однако даже они не смогли остановить тенденции падения производства.
В настоящее время нефтепромыслы ещё эксплуатируются в районах городов Борислав (Львовская область), Долина и Надворная (Ивано-Франковская область). Масштабы добычи нефти здесь незначительны и в связи с существенным сокращением запасов в последние годы не расширяются. Общие остаточные извлекаемые запасы нефти Карпат оцениваются очень скромной цифрой — около 30 миллионов тонн (215 млн. баррелей), однако большинство из них расположены на старых месторождениях с низкими дебитами скважин.
В советское время тут также были построены два нефтеперерабатывающих завода — “Галичина” и “Нефтехимик Прикарпатья”. Эти предприятия в 1990-е годы попали в орбиту украинской (кошерной) банковско-промышленной группы “Приват” (Игорь Коломойский) да так и болтаются там до сих пор.
Твои проблемы, пацак, смешат его.
Модернизация этих морально и физически устаревших предприятий “Приватом” никогда не велась и, судя по всему, вестись не будет, в силу чего производство там барахлит, простаивает и вообще — медленно и печально стагнирует. Украинские же автомобилисты по-прежнему могут наслаждаться говённым субстандартным бензином и дизельным топливом с Западной Украины. Теперь — вплоть до 2013 года. В рамках перехода от тёмного прошлого в перспективное будущее.
Добыча газа на Украине тоже исторически началась с Прикарпатья. Первые промыслы по добыче газа тут были организованы ещё во времена Польши — в 1920-е годы. Идея лишить Австро-Венгрию нефти, так не осуществлённая Российской Империей во время Первой мировой войны, была реализована Сталином в 1939 году, теперь уже при разделе Польши. Конечно, в роли Австро-Венгрии теперь выступала поглотившая Австрию в 1938 году гитлеровская Германия, но суть геоэкономических раскладов от этого никак не поменялась.
В 1940 г. в Предкарпатье сосредоточилось 87% добычи газа всего Советского Союза. Основными газовыми промыслами были Угерско-Бильче-Волицкий (здесь в середине 1960-х годов добывалось почти 60% прикарпатского газа), Рудковско-Ходовицкий, Опарский, Дашавский, Калушский и Косовский участки. Основные месторождения располагались на территории Львовской и Ивано-Франковской областей.
После Великой Отечественной войны здесь была создана система газопроводов, наиболее протяжённые из которых – Дашава – Киев – Москва и Рудки – Минск – Вильнюс – Рига. В 1950-е годы Москва 100% зависела от львовского газа, это факт, поразительный для сегодняшнего состояния дел, но это факт.
Однако, уже в советское время, участие западно-украинского региона в газодобыче постепенно сокращалась, за счёт быстрого освоения углеводородных месторождений, расположенных в центральной и восточной части СССР.
В 1951 г. в Предкарпатье добывали 42,2% всего газа СССР, в 1957 г. – уже 26,4%, в 1965 г. – лишь около 10% газа Советского Союза.
В 1965 г. добыча газового топлива на западе Украины вышла на пик и составила около 19 млрд. м3. Скажу лишь, что сейчас (2011 год) столько же добывает уже вся Украина, по всем НГП. Современная же добыча газа в Предкарпатье, сосредоточенная в основном на месторождениях Ивано-Франковской области, незначительна и составляет около 3% от всей газодобычи Украины — или около 590 млн. м3. В дальнейшем можно лишь ожидать вначале медленного, а потом и обвального падения добычи газа в рамках Карпатской НГП — в отличии от нефти, которая может ещё десятилетиями сочиться из пласта, добыча газа на месторождении падает “раз и навсегда” .
Открытие новых месторождений нефти и газа в пределах Карпатской НГП в настоящее время представляется очень маловероятным — в геологическом отношении эта провинция исследована “вдоль и поперёк”, а основные месторождения нефти вообще сосредоточены вдоль узкой зоны карпатских осадочных флишей.
Новые месторождения газа в Карпатской провинции ещё могут быть найдены , однако это, скорее всего, будет термогенный газ, с глубинами залегания 6-7 километров.
Второй крупной нефтегазоносной провинцией на Украине стала Днепровско-Донецкая НГП.
Освоение этой провинции уже полностью осуществлялось в советское время, когда в Сумской, Полтавской, Черниговской и Харьковской областях были разведаны в конце 1930-х и начали эксплуатироваться позднее месторождения высококачественной, лёгкой нефти. Некоторые из них содержат значительное количество сопутствующего природного газа, который используется для газификации окружающих городов и сёл.
Расцвет нефтедобычи в рамках Днепровско-Донецкой НГП пришёлся на 1960-е годы. Нефть здесь преимущественно добывают за счёт газовых шапок месторождений, когда нефть из глубины поднимается под давлением нефтяных газов. Нефтегазодобывающие предприятия работают в Сумской (Ахтырское и Качановское месторождения), Черниговской (Гнидинцовское, Прилукское месторождения и несколько более мелких) и в Полтавской (Сагайдацкое, Зачепиловское, Радченковское месторождения и др.) областях.
Остаточные извлекаемые запасы нефти в пределах Днепровско-Донецкой НГП более значительны, чем в рамках Карпатской НГП и составляют около 50 миллионов тонн (365 млн. баррелей).
Сейчас Днепровско-Донецкая НГП даёт в совокупности около 70% всей добычи нефти Украиной, что составляет около 1,7 миллиона тонн в год (12,3 млн. баррелей). Однако, лёгкая к добыче нефть, сама поступающая из пласта в скважину под давлением газовой шапки месторождения, здесь тоже уже подходит к концу, что приводит к неприятной для нефтяников ситуации падения темпов добычи на 5-10% в год.
Открытие новых месторождений нефти в пределах Днепровско-Донецкой НГП вероятно, но, скорее всего, их размер будет крайне незначителен (не более 1-2 млн. тонн нефти). Причины такой ситуации такие же, как и для Карпатской НГП — хорошая геологическая изученность провинции, большие объёмы разведочного и эксплуатационного бурения в прошлом, изначальная узость “нефтяного окна”, лимитирующая простое ограничение — “глубже нефти уже нет”.
Добыча природного газа в Днепровско-Донецкая НГП стартовала одновременно с добычей нефти — в 1960-е годы. Основные месторождения газа сосредоточены здесь в Полтавской и Харьковской областях.
Наиболее известное из них и наиболее крупное – Шебелинское, откуда в своё время в разных направлениях были проложены газопроводы: Шебелинка – Харьков, Шебелинка – Полтава – Киев, Шебелинка – Днепропетровск – Кривой Рог – Одесса – Кишинев, Шебелинка – Белгород – Курск – Брянск – Москва.
Первая скважина Шебелинки, 1950 год. Уже история.
До сих пор Днепровско-Донецкая НГП даёт около 80% всей газодобычи страны. Крупнейшие газовые месторождения провинции — Шебелинское, Западнокрестищенское и Гнединцевское. Однако, Шебелинка, добывавшая ещё пять лет назад 6,850 млрд. м3 газа, в прошлом году скатилась уже до уровня в 250 млн.м3 в год и была вынуждена строить дожимные компрессорные станции, чтобы “запихнуть” хоть что-то в магистральные газопроводы. В общем, классика падения газодобычи на старых месторождениях. Если Шебелинку такими усилиями поднимут хотя бы до уровня в 400 млн.м3 в год — это уже будет успех. В любом случае, конечно, дешёвым и “попиисят” такой газ не будет.
Проблемы других крупных газовых месторождений Днепровско-Донецкой НГП схожи с Шебелинкой — все они осваивались практически в одно и то же время и все вместе подходят к пределу исчерпанности своих запасов. И, основываясь мировой на практике эксплуатации газовых месторождений — падение добычи за пятилетку на порядок (то есть в десять раз) — это нормальный, предсказуемый финал. Провинция, ещё вчера (2011 год) дававшая 15 млрд. м3 газа, вполне может скатиться до уровня производства в 1-1,5 млрд. м3 газа в год.
Перспективы открытия новых газовых месторождений в рамках Днепровско-Донецкой НГП хорошо показывает крупнейшее открытие газового месторождения за время независимости Украины — Кобзивского. Это месторождение термогенного природного газа, с общими запасами около 56 млрд. м3 газа. Залегает этот газ на глубинах более 6 тысяч метров, что конечно, греет душу тем, что украинские газовщики теперь могут бурить “самые глубокие газовые скважины в СНГ”.
Однако понятным образом, такие скважины оказываются в любом случае дороже скважин, например, вводимого сейчас в эксплуатацию Бованенковского месторождения на Ямале (с глубинами около 2600 метров), а всё Кобзиевское месторождение, со всеми его прогнозными запасами — это всего лишь полгода плановой добычи Бованенково.
Такие дела.
Хорошо, если всё так безрадостно на Западе и на Востоке, скажет внимательный читатель, то что же там на Юге?
На Юге всё интереснее. Там тёплое море.