Сланцевый газ: Взрывоопасная стена

0
1910

Между министром экологии и природных ресурсов Эдуардом Ставицким и крупнейшими экологическими организациями страны разгорелся громкий конфликт. Министерство отказалось удовлетворить требование экологов о согласовании с ними условий добычи сланцевого газа в Донецкой, Харьковской, Львовской и Ивано-Франковской областях до подписания договоров с Shell и Chevron.

Экологи предупреждают, что добыча может обернуться масштабным заражением грунтовых вод и почвы. Скандал приобретает международный резонанс и заставляет инвесторов задуматься об участии в украинском проекте.

Самым заметным результатом недавнего ремонта на первом этаже здания Министерства экологии и природных ресурсов стало появление… новой стены. Министерство отгородилось от помещения Общественного совета природоохранных организаций, с которым ранее соединялось отдельным входом. Дверь просто заложили кирпичом.

На протяжении многих лет Минэкологии и природных ресурсов могло гордиться тем, что является настолько открытым для экологических общественных организаций, что фактически работает с ними под одной крышей. Нынешний министр Эдуард Ставицкий этой открытости, похоже, решил положить конец.

По странному совпадению, незадолго до появления этой стены Общественный совет обратился к Минэкологии с требованием провести предварительное согласование договоров о добыче сланцевого газа компаниями Shell и Chevron. Экологам показалось странным, что проект, угрожающий загрязнением грунтовых вод и почвы в четырех областях, реализуется фактически в закрытом режиме. “Мы не претендуем на информацию, которая является коммерческой тайной, но та часть договоров, которая предусматривает влияние на окружающую среду, должна быть открытой”, — заявила Татьяна Тимочко, глава Всеукраинской экологической лиги (подробнее — см. блиц-интервью).

Реакция министра Эдуарда Ставицкого на обращение экологов оказалась неожиданно резкой. Общественный совет был попросту… расформирован. С сайта Минэкологии исчезли все протоколы заседаний Общественного совета, начиная с 2007 года. А еще — появилась стена. Глава Общественного совета Антонина Ерышева ушла в отставку — по собственному желанию.

Новый глава Валентин Савицкий, как и следовало ожидать, проявил к министру максимальную лояльность. В общении с “ВД” он непрестанно подчеркивал, что теперь никаких конфликтов с Минэко­логии у общественных организаций нет. Естественно, не настаивает он и на предварительном согласовании с общественностью вопросов, которые касаются экологической безопасности при будущей добыче сланцевого газа: “Мы не можем требовать от Министерства представить какие-либо документы об экологических рисках до того, как Кабмин подпишет договор о заключении соглашения о разделе продукции с частными компаниями-партнерами”.

Но вскоре выяснилось, что большинство крупнейших экологических организаций Украины отказались войти в новый состав Общественного совета — в знак протеста против действий Ставицкого и закрытости информации в проекте добычи сланцевого газа. “Сначала с нами в частном порядке организовывались встречи с целью привлечь в новый Общественный совет, — рассказывает Елена Кравченко, глава общественной организации “Экология. Право. Человек”. Большинство членов первого Общественного совета отказалось от такого предложения. Поэтому при Министерстве фактически “с нуля” был создан второй Общественный совет”.

Собственно, этот “второй Общественный совет” снял для Эдуарда Ставицкого почти все проблемы, связанные с продвижением сланцевого проекта. С “новыми” экологами министр легко подписал меморандум, предусматривающий “проведение постоянного экологического мониторинга, проведение государственной и независимой экологической экспертизы объектов и сооружений по добыче сланцевого газа, гарантирование прав общественности на ознакомление с проектной документацией и проектом оценки влияния на окружающую природную среду, обязательность полных, своевременных ответов на все запросы”.

В заявлении для прессы после подписания меморандума министр был сама открытость: “Если правительство приняло решение о проведении работ по добыче сланцевого газа и обеспечении Украины собственными энергоресурсами, задачей экологических общественных организаций является обеспечение максимально эффективного экологического контроля на всех этапах работ”. Вот только информации с оценкой влияния планируемой добычи сланцевого газа на окружающую среду экологи не получили до сих пор.

 

Газовый бильярд

Цинизм в отношении “старого” Общественного совета и спешку министра Эдуарда Ставицкого при продвижении сланцевого газа можно было бы объяснить заботой об энергетической независимости страны. Если бы не наличие у Shell и Chevron партнера в виде загадочного ООО “СПК-Геосервис”. Этой частной фирме было предложено 10% в компаниях “Надра Юзовская” и “Надра Олесская”, определенных Кабмином в качестве украинских партнеров иностранных инвесторов. Остальные 90% отвели государственной НАК “Надра Украины”. Зачем в этом проекте оказалась ранее особо неизвестная частная структура — большая загадка. Среди ее учредителей — бывшие работники государственного НИИ “Науканефтегаз” Сергей Стовба, Игорь Попадюк и Оксана Хрящевская, которых СМИ связывают с Эдуардом Ставицким.

“ВД” поинтересовалась местом регистрации “СПК-Геосервис” — Харьковское шоссе, 144 в. По этому адресу мы обнаружили здание быв­шего Дома быта. Сейчас в нем расположен бильярдный клуб и магазин оптики. Обитатели “бизнес-центра” — ни слухом ни духом о фирме-соседке, которая стала партнером в многомиллиардном газовом проекте.

Подробнее  >>

Добавить комментарий