6 августа состоится очередное заседание по уголовному делу в отношении пастора Сандея Адедаджи и компании «Кингз Кэпитал». По обвинению в мошенничестве, создании преступной организации Аделадже грозит до 12 лет тюрьмы. Однако, по информации «ОРД», на самом деле Аделадже уже ничего не грозит. В ближайшее время с него будут сняты обвинения, он будет переведен в разряд свидетелей и беспрепятственно покинет Украину вместе с украденными у граждан Украины за годы его «служения» 168 миллионами долларов, уже выведенных в зарубежные банки. По неподтвержденной информации эта «амнистия» обошлась ему «всего» в 30 миллионов долларов, которыми Сандею пришлось поделиться с «ответственным за суды» в Украине – Андреем Портновым.
Надо сказать, что нет ничего удивительного в том, что смуглый парнишка 20 лет беспрепятственно «разводил» местных аборигенов, а теперь благополучно исчезнет с награбленным. В Украине все так делают. Однако, в отличие от Аделаджи, отечественные жулики при этом не эксплуатируют религиозные чувства. Специфика многолетней аферы нигерийского пастора заключается в том, что все ограбленные им, верили в него как в посланника Бога. И в течение многих лет несли ему деньги. Под конец своего пребывания в Украине Аделаджи решил сделать «дембельский аккорд» и призвал прихожан продавать свое имущество, в том числе и жилье и нести деньги в «Кингз Кэпитал». Прихожане (числом порядка 6 тысяч) принесли изрядно и теперь «пастор – мульмимиллионер» готовится начать новую жизнь в США. Его супруга, тоже пастор Босе Аделаджа (на счету которой уже давно все деньги «Посольства Божьего») уже не скрывает перед оставшимися прихожанами, что уже прикупила недвижимость в США, устроила детей на учебу и в ближайшее время сделает прихожанам лапкой.
Все бы ничего, в конце концов люди несли деньги этим клоунам совершенно добровольно. И потерю этих денег можно рассматривать как плату за изучение заповеди «Не сотвори себе кумира». Да вот только у наивных прихожан есть дети, которые остались теперь без крова над головой. А пятеро прихожан в результате мошеннических действий Аделаджи покончили жизнь самоубийством.
И возникает вопрос не столько к заезжему мошеннику Аделаджи, сколько к вполне отечественному чиновнику Портнову. Не насчет совести, конечно же. А насчет того, что не проще ли было бы те же 30 миллионов, полученных от Сандея пустить на компенсацию ущерба жертвам Аделаджи, а уже из оставшихся денег пастора «закрысить» что-нибудь и для себя?
Кстати, «проникся сочувствием» к Аделаджи не только Андрей Портнов, но и родной брат нынешнего секретаря СНБОУ – Сергей Клюев, с которым Аделаджи недавно провел несколько встреч. Не знаем, какую помощь должен будет оказать Аделаджи Сергей Петрович, но ему стоит знать, что деньги церковных воров – счастья не приносят.
Впрочем, на самом деле Аделадже придется заплатить не только Портнову, но и многим «силовикам» и судьям. Потому как нужно будет куда-нибудь (вывезти, упрятать, закопать) двух основных подручных Аделаджи в деле «Кингз Кэпитал» Сергея Голованова и Игоря Колесникова, занимавшихся непосредственным выводом уворованных денег в банки Швейцарии, а также «порешать вопросы» с организациями обманутых вкладчиков «Кингз Кэпитал», которые несомненно поднимут большой шум после отъезда Аделаджи. Так что, впереди у украинских чиновников – новые взятки, а у участников этой гнусной истории – возможно, новые смерти.
Сергей Никонов, «ОРД»
Почему не возможна реабилитация Сандея Аделаджи.
Ещё в декабре 2008 года было сделано заявление старших служителей христианских евангельских церквей Украины по поводу религиозной деятельности Сандея Аделаджи. В этом заявлении они призвали духовный совет религиозной общины «Посольство Божье» – отстранить Сандея Аделаджа от выполнения его обязанностей, а самого Сандея Аделаджу – полностью оставить свое служение для духовного оздоровления церкви. Но этого не произошло. Почему? Давайте попробуем разобраться.
Итак. Религиозная община “Посольство Божье” изначально была зарегистрирована Киевской Городской Госадминистрацией, (регистрационное свид. № 781.) 12.09.1994 года под названием “Релігійна громада Християнська церква повного Євангелія „Слово віри”” с юридическим адресом:г.Київ, пр. 40-річчя Жовтня,17а, кв.215. Официальным главой этой общины был Мищенко Юрий Иванович. Некоторое время он считался администратором этой церкви. Но с 1995 года эти функции уже выполнял Болдеско Александр Николаевич. В документах, которые были поданы на регистрацию в государственные инстанции имя Сандея Аделаджи нигде не значиться. То есть, юридически он никогда не являлся основателем и руководителем этой религиозной организации. На тот момент пребывание его Украине не подразумевало его миссионерскую деятельность, и законных оснований для организации церкви на территории Украины он не имел.
В 1993году Сандея Аделаджа был приглашён на работу киевским коммерческим телеканалом “Рутения” в качестве журналиста. И именно в этом году он начал организовывать свою церковь. На то, что это было не легально и противозаконно можно было и закрыть глаза. Христиане верят, что пастырей ставит сам Господь. Поэтому если Господь избрал человека и он юридически не совсем подходит к этой роли, не беда. Помочь в становлении Божьего помазанника, святое дело. А если надо обойти закон, то будет дана мудрость прямо с Небес, так как дело это богоугодное. Важно учесть, что люди, для которых Сандей Аделаджа стал пастором не были сведущи в законодательстве Украины и тем более не были сведущи в том, что такое Церковь, Библия, Евангелие, и как подобает себя вести христианам.
Он писал на сердцах, в сознании и душах людей, так сказать с “белого листа”. Те первые, которые ему поверили, воспринимали его руководство, как истинное и правильное. Разве мог кто то из них что либо знать о том, что такое церкви и христианство? И как с этим обстоит дело во всём христианском мире: например в США, в Европе, тем более в Африке. Многие, которые приходили впоследствии в “Слово веры”, думали, что Сандей Аделаджа это миссионер из Америки, а не гражданин неведомой страны Нигерии.
Это важно учесть, что кредит доверия, оказанный людьми Сандею Аделадже, он не только умело и уверенно использовал, но и всячески развивал на протяжении последующих лет. Ему почти с самого начала не задавали вопросов, да и он сам задал такой темп в жизни общины, что людям некогда было просто поразмыслить о происходящем, у всех был лишь один статус — быть верным исполнителем. Себя же он назначил главным стратегом по предварению в жизнь Божьих замыслов, которые по его словам он получал от Бога, посредством пророческих снов и откровений из текстов Библии.
Его духовный авторитет в “Слово веры”, а в последствии “Посольстве Божьем с самого начала был непререкаемым и не подвергался сомнению. И поводов для другого мнения в глазах членов церкви он не давал. Наоборот всем своим поведением и поступками только подтверждал, что он есть тот, за кого себя выдаёт. Позже, когда был сформирован духовный и административный совет церкви, остальные члены церкви навсегда были отделены от того, что бы как то влиять на происходящее в церкви. Да и нужды особой ни у кого не возникало. К членам духовного совета и администрации так же было оказанно доверие не меньшее, чем старшому пастору. В начале церкви Сандей Аделаджа потрудился над тем, что бы к руководству церкви рядовые члены оказывали сугубую честь. Хотя это на первый взгляд выглядело иногда карикатурно, но воспринималось всеми нормально и расценивалось, как часть служение Господу. Быть служителем считалось престижным и привлекательным.
Команду вокруг себя Сандей Аделаджа формировал поэтапно, но по настоящему близких к нему людей было не только мало, но не было вообще. Друзья и Сандей это нонсенс. А тех, кто по настоящему влиял бы на него или был равным ему советником, просто не было в принципе. Мнение о его исключительности твёрдо было вбито в голову всех членов церкви. Если, кто имел другое мнение, то долго в этой церкви не задерживался. Такие люди просто уходили из собрания. Реально устав церкви мало, кто видел. Да и не интересовался таким вопросом. В этом случае действовал принцип: “Кесарю кесарево, Богу богово.” Поэтому все решения по развитию церкви никогда не обсуждались, так как это требовал устав религиозной общины. Если и были протоколы собраний или духовного совета, то делалось это без участия тех, кто должен был нести за это юридическую ответственность.
Отношения с другими церквями и служителями Сандей Аделаджа тоже вёл своеобразно. Вначале он демонстрировал свою открытость, кротость и смирение. В “Слово веры” были гостями многие известные служители СНГ и дальнего зарубежья: Дмитрий Масон, Алексей Ледяев, Михаил Паночко, Боб Вайнер,Рик Ренер, Анатолий Гаврилюк, Джон Бевир, Майлс Монро, Билл Вильсон,Томми Тинни,Ти Ел Осборн, Славик Радчук, Джон Арнотт, Крэфло Доллар,Масим Максимов, Кент Матокс и многие другие известные лидеры. У членов церкви было твёрдое убеждение, что Сандея Аделаджу признаёт весь протестантский мир, и что у него прекрасные отношения со всеми, а если и происходили какие то конфликты и разногласия, то всегда по причине другой стороны. Такие ситуации редко обсуждались на духовных советах или выносились на всю церковь. Исключением были лишь Алексей Ледяев, Рик Ренер, Анселм Мадабуко. Как бы там ни было, но у членов “Посольства Божьего” было сформировано восприятие других церквей и служений, как второсортных и менее значимых в глазах Бога. Иногда Сандей допускал публичные насмешки над другими церквями и их руководителями. Однажды на духовном совете Сандей сетовал, что просто не у кого учится, все безнадёжно отстали. Не один раз он говорил, что у него нет друзей. И причиной называл своё стопроцентное посвящение Господу и служению. Объяснял, что он не может себе позволить тратить драгоценное время на пустое времяпровождение с друзьями. Впоследствии, когда Сандей выходил из объединения харизматических церквей, то ни у кого из духовного совета не возникло вопросов.
К этому времени лидеры церкви были опозиционно настроены не только к другим церквям, но и к существующей власти. Любая критика, которая звучала со стороны расценивалась, как грязная клевета религиозных завистников и автоматически отвергалась. Таким образом влияние Сандея Аделаджи на лидеров своей церкви было всепроникающим и стопроцентным. Никто никогда не требовал у него отчёта ни по поводу финансов, ни по поводу его отношений с другими церквями, ни по поводу его отношений с политиками и бизнесменами. Тофф Уилиссис, которого Аделаджа представил церкви, как человека, которому он подотчётен, всегда был “тёмной лошадкой” для апостольского и духовного совета “Посольства Божьего”.Кто он на самом деле? Откуда взялся? Что у него за церковь и служение, до сих пор мало кому из “Посольства Божьего” известно. Исходя из этого, можно сделать вывод, что Сандей Аделаджа никогда никому не подчинялся и не был никогда никому подотчётен. Он никогда не принадлежал духовно к какой либо религиозной структуре. Он всегда был автономен и имел монополию на принятие решений по руководству церкви.
Например, в 2002 году.когда он решил переименовать и перерегестрировать “Слово веры” в “Посольство Божье”, то сделал это единолично и только согласно своих мотивов. на дух.совете обсуждалось только новое название. Но никто не вникал в детали перерегистрации. На тот момент этим занималась София Жукотанская, прежний формальный преседатель Мищенко Юрий Иванович давно был не у дел и в немилости. Она же и была председателем общины.Обсуждение устава церкви и собрания необходимого по закону для перерегистрации религиозной общины не было и не могло быть. Духовный совет и администрация в “Посольстве Божьем” — это фикция, и по своему назначению, всего лишь инструмент манипулирования над членами церкви. И апелировать к этому органу повлиять на Сандея безсмысленно.Когда такие служители как Тед Хагард и Робертс Лиардон поступили не по морали принятой в христианстве, то они оставили своё служение и после реабилитации восстановились в своём пасторстве.В их церквях такое было возможно. Но если Сандей Аделаджа будет отстранён, то его империя рухнет, так как всё завязано только на нём им удерживается.
Если бы в Украине была служба, которая контролирует и производит ревизии по выполнению уставов религиозных общин, то никогда в “Посольстве Божьем” не произошло столь чудовищного и маштабного мошенничества. К сожалению у нас в стране ничего подобного нет. Благодаря разразившемуся скандалу некоторые члены церкви “Посольства Божьего” осознавая, что понесут юридическую ответственность, просто сбежали из церкви.
Например пастор Максименко Татьяна, которая последнее время была формальным председателем “Посольства Божьего”, осознала, что отвечать прийдёться ей, а не Сандею Аделадже. Именно она подписывала документы о сути, которых даже и не догадывалась. Иногда это были просто пустые бланки. Чьими руками сейчас вершит дела “великий праведник” мне не известно. Хотя исполнителям пришло время серьёзно задуматься. Особенно, если они ставят подписи под документами при составлении которых они и не присутствовали. Это касаеться служащих в администрации этой структуры. Если прежних два администратора Коломиец и Смычковский успешно сбежали, то последние могут и не успеть. Сандей Аделажа уже не раз стопроцентно доказал, что ответственности он нести не собирается. Это должны сделать “терпилы” из его свиты.
Тем более глупы и наивны те, которые ожидают раскаяния Сандея Аделаджи и его реабилитации. Это просто не реально для человека, который давно переступил черту закона и порядочности.