Необходимые выводы из уроков трагедии 11 ноября 2007 года не сделаны
Два года назад 11 ноября 2007 года в Керченском проливе во время осеннего шторма произошла трагедия, повлекшая гибель кораблей, людей, беспрецедентное загрязнение пролива и острова Коса Тузла попавшими в море несколькими тысячами тонн мазута и серы. Стихия выявила несовершенство сложившейся в проливе системы судоходства: оповещения судов о надвигающемся шторме, контроля за техническим состоянием судов и систем навигации, технологического регламента погрузочно-разгрузочных работ на якорных стоянках в Черноморском предпроливье и др. Порты, государственные службы по ЧС и охране природы, как с украинской, так и с российской сторон пролива оказались не готовы к быстрому реагированию и организации работ по ликвидации последствий катастрофы.
Позже была действительно героическая эпопея по сбору многих тысяч тонн песчано-мазутной смеси на песчаных пляжах пролива и острова Тузла, её переработка в Керченском морском торговом порту и вывоз за пределы Крыма. В те памятные дни экологи и Зеленые Крыма и Украины, как и наши российские коллеги, настаивали на необходимости тесного межгосударственного сотрудничества по ликвидации последствий катастрофы, на проведение тщательного экомониторинга прибрежных акваторий и дна пролива. Рекомендовалось внедрить систему космического мониторинга, а также оборудовать современными приборами специальные научно-исследовательские суда-лаборатории для проведения комплексных эколого-биохимических исследований в районе катастрофы. Портам и структурам МЧС учеными Крымской академии Наук и НАН Украины было предложено провести экспериментальные испытания биосорбентов и пушек по их распылению над загрязненной акваторией. Внедрение таких передовых технологий позволило бы ускорить ликвидацию нефтяных пятен в акватории Керченского пролива и предпроливья. К сожалению, многие рекомендации ученых, специалистов и экологов, в том числе по прекращению перевалки грузов на якорных стоянках, так и не были реализованы по разным причинам: традиционной – отсутствие средств, бюрократических межведомственных нестыковок и, главное, из-за отсутствия политической воли у руководства страны защитить и сохранить экосистему Азово-Черноморского бассейна. Все пущено на авось – мол, природа сама справится и самоочистится. За прошедшие два года необходимых выводов из уроков трагической даты 11 ноября 2007 года не сделано.
Экосистема Азово-Черноморского бассейна деградирует в течение многих десятилетий. 30-31 октября с.г. в Севастополе состоялась конференция представителей Зеленых партий стран Черноморского бассейна. Участники конференции в своих докладах констатировали продолжающиеся тенденции загрязнения бассейна: 17-19 млрд. м3 ежегодных недостаточно очищенных коммунальных и промышленных стоков, сотни тысяч тонн взвешенных органических и прочих химических веществ, в том числе, фосфора, нитратов, аммонийного азота, токсичных тяжелых металлов; сотни тысяч тонн льяльных (баластных) и иных нефтесодержащих вод в связи с деятельностью торгового и танкерного флота. Закономерным результатом антропогенного давления на Азово-Черноморский бассейн явилось катастрофическое снижение его биопродуктивности. На порядки снизился вылов традиционных промысловых рыб, резко уменьшилось стадо дельфинов (от ста тысяч в середине прошлого века до 7-10 тысяч в начале XXI века), практически исчез Черноморский тюлень Монах, упала продуктивность всех видов кормовой цепи (зоо- и фитопланктон, донные и придонные организмы).
В Черном море давно уже превышен порог экологической емкости и возможности к самовосстановлению экосистемы. А аппетиты и масштабы антропогенного давления растут и охватывают практически всю биогидросферу и литосферу бассейна (континентальный шельф, проливы и бухты, ветланды в устье впадающих в море рек и т.д.).
Десятки тысяч судов (по последним данным более 50 тысяч в год) бороздят море; нарастающий дампинг в припортовых территориях; растущая нефтеперевалка (около 60 млн. тонн в год).
ЗАО «Стивидорная компания «Авлита» планирует построить в Севастопольской бухте угольный терминал по ежегодной перевалке 4 млн. тонн угля из Канады и Австралии и 4,5 млн. тонн сыпучих стройматериалов. Снова возрождаются планы строительства транспортно-промышленного комплекса «Донузлав».
Кто и когда остановит эту неуправляемую экспансию на подавление экосистемы Черного моря? Когда заработают договоренности шести Причерноморских стран о спасении Черного моря? Когда начнут выполнять Министерскую и иные декларации о поддержке биологического разнообразия бассейна?
Энергетические ресурсы каждой Причерноморской страны можно восполнить за счет альтернативных возобновляемых источников энергии. Сыпучие стройматериалы можно разведать и добывать на территории каждой из стран. Канализационные стоки и промышленных предприятий можно научиться очищать и рано или позже это случится!
А вот исчезнувшие и находящиеся на грани исчезновения 160 уникальных биологических видов Азово-Черноморского бассейна вряд ли удастся восстановить. Они канут в вечность, а безжизненный Черноморский бассейн станет укором и напоминанием больным и вырождающимся сталкерам из рода Homo Sapiens.
Поэтому в каждой Причерноморской стране политики и бизнесмены, отстаивая каждый новый хозяйственный проект, пусть сулящий баснословные экономические выгоды, должны задуматься об экологических угрозах и последствиях от этого проекта для очень хрупкой и ранимой экосистемы Черного моря и сделать выбор в пользу устойчивости экосистемы, высоких ресурсо- и природосберегающих технологий, альтернативных возобновляемых источников энергии. Каждое поколение должно оставить после себя надежду на устойчивое развитие будущих поколений, а не жить только сегодняшним днем.
Председатель КРРО ПЗУ, президент КАН,
профессор Виктор Тарасенко
Новая запись:: Продолжаем гадить в море https://bit.ly/9MRc3x