Из книги нашего земляка — Владимира Панченко «Фастфуд великий и ужасный».
…За 3 месяца И. Ильф и Е. Петров на автомобиле проехали 10 тысяч км и создали книгу, состоящую из небольших очерков, в которых они описали свои впечатления о США, об американских жителях и их жизненном укладе. Их впечатления на многие годы, если не десятилетия, были единственной обширной информацией о далекой и во многом непонятной для сознания советского человека стране.
Советских писателей, приехавших из страны с приоритетной на то время индустриализацией, очень интересовали знаменитые автомобильные заводы Генри Форда, родоначальника системы конвейеров: «Завод, на который мы ехали, представлял особенный интерес. Это не просто завод, а воплощение некоей новой технической и политической идеи. Мы уже много слышали о ней, так как она очень злободневна в связи с теми разговорами, которые ведутся в Америке о диктатуре машин и о том, как сделать жизнь счастливой, сохранив в то же время капитализм», — читаем мы в книге. И дальше: «В разговоре с нами мистер Соренсен и мистер Камерон, представляющие вдвоем правую и левую руки Генри Форда, сказали, что если бы им пришлось заново строить фордовское предприятие, они ни в коем случае не построили бы завода-гиганта. Вместо одного завода они выстроили бы сотни маленьких. Мы услышали в Дирборне новый лозунг: «Деревенская жизнь и городской заработок«.— Представьте себе, — сказали нам, — лесок, поле, тихую речку, даже самую маленькую. Тут стоит крошечный заводик. Вокруг живут фермеры. Они возделывают свои участки, они же работают на нашем заводике. Прекрасный воздух, хорошие домики, коровы, гуси. Если начинается кризис, и мы сокращаем производство, рабочий не умрет с голоду, — у него есть земля, хлеб, молоко. Вы же знаете, что мы не благодетели, мы занимаемся другим — мы делам хорошие дешевые автомобили. И если бы карликовые заводы не давали большого технического эффекта, мистер Генри Форд не обратился бы к этой идее. Но мы уже точно установили, что на карликовом заводе, где нет громадного скопления машин и рабочих, производительность труда гораздо выше, чем на большом заводе. Таким образом, рабочий живет дешевой и здоровой деревенской жизнью, а заработок у него городской. Кроме того, мы избавляем его от тирании коммерсантов. Мы заметили, что стоит нам поднять хоть немного заработную плату, как в Дирборне (место нахождения головного завода Форда) пропорционально поднимаются все цены. Этого не будет, если исчезнет скопление в одном месте десятков и сотен тысяч рабочих.
Итак, все в идее клонится к общему благополучию. Жизнь деревенcкая, заработок городской, кризис не страшен, техническое совершенство достигнуто. Не сказали нам только, что в этой идее есть большая политика — превратить пролетариев в мелких собственников по духу и одновременно избавиться от опасного сосредоточения рабочих в больших индустриальных центрах. То есть идея, противоположная той, которую отрабатывали в СССР в то же самое время».
Нравилась на самом деле Ильфу и Петрову идея Форда «одомашнить» рабочих или не нравилась — мы теперь не узнаем. Посещение маленького заводика по выпуску автомобильных фар они описывают с уничижительной иронией:
Завод представлял собой одно зданьице, почти сплошь стеклянное. (И это в 1936 году! Сколько стеклянных «зданьиц» в Украине и сегодня считаются престижными. — прим. В. Панченко.) Самым замечательным здесь было то, что этот заводик, на котором работает всего лишь пятьсот человек (на сегодня такой завод может иметь оборот от 20 до 100 млн. долларов в год. — прим. В. Панченко), делает фары, задние фонарики и потолочные плафоны для всех заводов Форда. Среди феодального кукареканья и поросячьего визга завод изготовляет за один час тысячу фар, шестьсот задних фонарей и пятьсот плафонов (то есть для 100 000 автомообилей в месяц! — прим. В. Панченко). 98% рабочих — фермеры, и каждый из них имеет от пяти до пятидесяти акров (от 2 до 20 га!) земли.
OZON.ru — Книги | Фастфуд великий и ужасный | Владимир Панченко | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-966-348-193-7 |
Мега-книга!
Это не очередная книга о том, как вредна быстрая еда. Это углубленный исторический и экономический анализ с проведенными параллелями по двум странам СССР и США того пути, какой проделала фастфуд индустрия до текущего момента и ее глобальном влиянии на развитие этих стран и психологию людей! Многогранная, увлекательная книга для вдумчивого читателя, интересующегося историей и макроэкономическими процессами. Ну и конечно — фастфудом… Напишу о ней подробней чуть позднее.
Категорические рекомендуется к приобретению, особенно ввиду смешного тиража (1000 экз.)!