Домашнее образование в Украине

13
8529

Для многих людей актуальным является вопрос: «Возможно ли получения образования детьми дома?»

В этой статье рассматриваются вопросы о том, как в домашних условиях дети могут получать обязательное государственное образование, юридические основания для получения домашнего образования и какие документы необходимы для этого.

Экстернатная форма обучения

(практический опыт Письмак Елены)

Здравствуйте друзья и единомышленники! Мы решили откликнуться на вашу просьбу и рассказать о том, каким образом наша четырнадцатилетняя дочь вот уже седьмой год находится на экстернатном обучении. Вопрос этот для многих сейчас становится всё более актуальным, так как система образования как никогда оставляет желать лучшего. Если читателя заинтересуют результаты проведённых нами независимых психологических исследований, показывающих реальную картину внутреннего мира сегодняшнего рядового школьника, мы можем и дальше продолжить разговор на страницах газеты.

Так сложилось, что когда Карине было шесть лет, мы выехали на работу в Варшаву. Там она пошла в первый класс средней школы при Посольстве РФ. И первый год обучения стоил 1100 $. Благо, что за границей ещё тогда существовал выбор любой из форм обучения. Поэтому 2 и 3 классы она училась на экстернате, посещая школу 1 раз в две недели. За этот день она занималась всеми предметами с учительницей один на один и сдавала темы, заданные в прошлый раз. В свободное время у неё была возможность посещать частную гончарную школу, ходить на бассейн, рисовать, читать, писать и т. д. Поэтому, когда мы вернулись в 2002 году на Украину, именно такой образ обучения считали для себя более приемлемым. Но не тут-то было.

1 сентября 2002 года Карина пошла в 5 класс одной из самых обыкновенных школ в Черкассах на стандартное обучение. Это был, пожалуй, самый сложный период в её школьной жизни. У девочки не было навыков группового обучения, например, записать быстро диктуемое всему классу или списать с доски несколько предложений до того, как его сотрут с доски и т. д. Она привыкла к индивидуальным занятиям и другое давалось с огромным трудом, хотя отношения с детьми были тёплыми и дружественными. Каждый день, приходя из школы, она садилась делать уроки и это затягивалось до поздней ночи. Непомерные объёмы разнообразной информации, особенно точных наук, отнимали много сил и радости жизни. Дополнительные занятия с учителями не дали результатов. Карина перестала писать стихи и сказки, она больше не лепила и не рисовала, огонёк в глазах потух, и я поняла, что дальше так не будет продолжаться. Она стала часто спрашивать меня: «Зачем мне это нужно?» Будучи психологом, я не смогла на эти вопросы ответить, как обычно говорят: Ты должна это знать, чтобы получить хорошую оценку, а оценка тебе нужна, чтобы получить хороший диплом, а с ним ты поступишь в ВУЗ, а оттуда пойдешь на работу по специальности, за это получишь деньги, которые будешь тратить на квартплату, одежду и питание + …”. Я смотрела в её честные глаза и честно отвечала: «Не знаю».

На зимних каникулах, проучившись 4 неполных месяца, Карина однажды сказала мне: “Знаешь, мама, я больше не пойду в школу, буду учиться дома”. С тех пор учимся на экстернате. Надо сказать, был и плюс в этом обучении, мы успели провести психологическое исследование в её классе, так как меня сильно заинтересовало положение других детей в школе, их внутренний мир, межличностные отношения, отношения с учителями и т.д. Результаты подтвердили моё мнение о том, что дочь моя не одна такая и о том, что почти вся школьная жизнь ребёнка является малым звеном в губительной цепи роддом-детсад-школа-вуз-работа-пенсия-крематорий”. Таково моё мнение и по сей день. Тогда же мы решили действовать. Наткнувшись в школе на полное непонимание по поводу альтернативного обучения, мы обратились в единственную инстанцию, которая могла разрешить посещать школу изредка. Это областная медико-психолого-педагогическая консультация, существующая в каждом областном центре. Пошли прямо к директору и всё честно рассказали. Пока мы общались, психологи стали проверять у Карины внимание, мышление, воображение, память и т.д. В конце длительного и откровенного разговора этот седовласый, очень пожилой, человек пожал нам руки, назначил дочке экстернатное обучение, начертав на карточке шифр из четырех латинских букв (значение которых не должно интересовать ни учителей в школе, ни директора, а только школьного психолога). А напоследок сказал такую фразу: “Я работаю в системе образования 40 лет и вижу все её минусы. Все большее количество родителей хотят забрать своих детей из школы правдами и неправдами. Но изменить тут уже ничего нельзя. Разве что вы или такие, как вы, родители смогут сдвинуть дело образования с мёртвой точки, тогда я ещё раз крепко пожму вам руку. Удачи вам!” Мы подарили ему на память несколько новых стихов Карины, а психологи сделали вывод, что ребёнок полностью здоров, а психическое развитие выше среднего уровня. С этим направлением (которое нужно возобновлять 1 раз в полугодие) мы отправились в РОНО к школьному инспектору, которая написала ещё один бланк (в нём указала рекомендуемые 5 часов в неделю для ребёнка 5 класса). С этими бумагами мы обратились к завучу школы, которая обязана была найти в школьном плане “окна” учителей по требуемым предметам, чтобы ребёнок мог общаться с учителем индивидуально. Получилось 2 дня по 2 и 3 часа в неделю.

Радости дочери не было конца. Она горела творчеством, баллы оценок поползли вверх. Так прошло ещё полгода. Иногда ей просто хотелось посетить несколько интересных предметов, ведь никто не заставляет. Так и было, и все воспринимали это нормально, только дети в классе завидовали, что не могут быть вольными слушателями”.
К концу школьного года мы переехали на хутор. Семей с детьми становилось всё больше и к осени все перешли на экстернат. На сегодня – девять детей, одна девочка в прошлом году закончила и одна девочка начинает экстернат в сентябре в 1 классе. Недовольных нету и оценки неплохие. Здесь мы действовали по иному. Наш хутор находится за 15 км от села, в котором есть школа. Все родители собрались и поехали в Чигирин (наш районный центр), в районное отделение образования. Там каждый написал инспектору заявление на экстернатное обучение ребёнка по причине отдаленности школы на 15 км от дома и отсутствии транспорта (которого сельсовет нам выделить не мог) и они с радостью согласились. Ещё мы им объяснили, что стоим за своих детей горой и сами лично занимаемся воспитанием и образованием, ни на кого не возлагая эту священную обязанность и ответственность. Они были удивлены, встречая впервые таких родителей в своей долгой практике. А мы ещё напоследок заронили словечко об органах местного самоуправления и о том, что помещение бывшего ФАПа своими силами переоборудуем под хуторский клуб для организации культурного досуга, и где, со временем, когда детей прибавится, будет новая школа. Нам пошли на уступки и мы немного подружились. Ещё в этом году действовал закон о 5 предметах для начальной школы в неделю и 8 предметах для старшеклассников на экстернате.

Получается, в аттестат выставляются оценки за все предметы, а учат всего 5 или 8. Поэтому, в Чигиринском РОНО ввели обязательное изучение всех предметов, но так как форма – индивидуальная, то в 8 часов в неделю входят все предметы, которые выбрал ученик по 1-2 часу, и добавочно по 0,25 или 0,5 часа – остальные, чтобы хоть как-то оценить.

Участилась и посещаемость два раза в неделю по 4 часа – это на все предметы (всего 8 часов в неделю для старших классов). Маршруткой обеспечили бесплатный проезд всем нашим детям.

В прошлом году дети посещали школу в удобное им время. Могли сдать за раз несколько предметов, а в другой раз – остальные и так чередовать. Кто-то сдавал программу одного предмета за год, а потом переходил к следующему предмету. Посещали школу и 1-2 раза в неделю, и 1-2 раза в четверть. Карина общалась, например, с преподавателем по физике в декабре и мае, а вот на алгебру её вдохновенья в том году не хватило. Но это её выбор, и никто правил не диктует. Оценки от 7 до 11 и дружит с одноклассниками. Впереди 9 класс и экзамены, которые придётся сдавать. Если решит, что ей это нужно, сдаст, и неплохо, если нет, то с нашей стороны нецелесообразно её переубеждать. Карина два раза была в школе Щетинина, в сентябре позапрошлого и январе прошлого года. Зимой она неделю училась там на «химическом факультете» и ей дали рекомендацию на лето с целью 28-дневного погружения в предметы. У неё есть все шансы остаться там на обучение. Пока Карина решила уехать к бабушке на западную Украину в гости. Там все дети – частицы одного целого организма Школы, а дочь у нас яркая индивидуальность, и эти две вещи не совсем пока вяжутся друг с другом у неё в душе. Моё же мнение таково: любая ярко-выраженная индивидуальность может легко проявиться в таком прекрасном сплоченном коллективе, как школа в Текосе, если у ребенка привиты навыки общественной жизни, беспрекословной дисциплины, соблюдение режима дня, выполнения указаний вышестоящих и т.д. Как раз то, чего нам не хватает. А принципы работы в школе Щетинина считаю переходным пунктом от обыкновенной школы к Родовой. Исходя из опыта, надо сказать, этот переход быстро не осуществится. Главной же причиной этого считаю недостаточный уровень осознанности самих родителей, которые могли бы стать другом и помощником ребёнку, непосредственно участвуя в самом процессе обучения. Мы просили Михаила Петровича посодействовать в открытии альтернативной школы у нас на хуторе. Он ответил, что единственный вариант для нас, это отправить хотя бы одного ребенка на обучения к ним с целью перенятия опыта подачи школьной информации. Такой ребёнок по возвращении сможет обучить и других и таким образом новая школа получит своё развитие.

Как видите, экстернатное обучение имеет, как и всё в мире, свои плюсы и минусы. И прежде чем переводить ребёнка на эту форму обучения, следует реально оценить желаемое и возможное. Если ребёнок способен самостоятельно принимать решения, выполнять задания, если ему есть чем заняться в свободное время (которого становится очень много), если он не боится быть белой вороной в классе (это особенно касается горожан) и если его родители не нацеливают на обязательное поступление в вуз и другие области стандартных общественных отношений, то, пожалуй, можно этот шаг предпринять. И пусть родители отойдут от вечного страха: “Он совсем тогда учиться перестанет!”. Такое бывает в первые 4-6 месяцев, так как школьное обучение отбивает охоту поглощать любые знания. Со временем ребёнок сам найдет удобное время для этого. Он немного «отдохнёт» и увидит, как когда-то в детстве, что учиться очень интересно. И родители – первые в этом помощники.

Если при чтении у вас возникли вопросы, можно обращаться непосредственно к нам по адресу:

Письмак Елена, хутор Буда, с. Мельники, Чигиринский р-н, Черкасская обл., 20933 или sketchy_ds@mail.ru

Индивидуальная форма обучения

(практический опыт Волошиной Оксаны)

В преддверии нового учебного года мне захотелось поделиться нашим опытом получения образования по индивидуальной форме обучения (ИФО).

Итак. Мы живём на хуторе. Ближайшая школа находится в 15 км от нас. Дети с хутора (поселенцы; до нас постоянно проживающих семей с детьми здесь не было) обучаются по ИФО уже 3 года. В каждой семье отношение к учёбе разное и, соответственно, справляется каждый по-своему.

В нашей семье дети (5 и 8 класс) по такой системе проучились 1 год. Мы уже шли по проторённой дорожке, т.е. оформление прошло совершенно без осложнений. Мы просто написали заявление на имя директора школы. В прошлом году по ИФО на ученика выделялось в школе 8 часов в неделю. Т.е., каждый ученик из всего списка предметов выбирал 8 предметов. Каждый наш ребёнок выбрал те предметы, которые ему по нраву. Это намного сократило количество отрицательных эмоций сразу. Сначала мы подошли не серьёзно к учёбе. Дети занимались от случая к случаю, ездили в школу раз в неделю и сдавали немного тем. К Новому году мы поняли, что детки отстали по многим предметам, и что учёбу нельзя пускать на самотёк. Почти все зимние каникулы были посвящены подтягиванию алгебры.

Мы пробовали заниматься в разное время суток. И поняли что самое плодотворное это утром. Получалось приблизительно 3-4 часа, обычно с 10-11 до 13-14 часов. Не зря же есть пословица: “Сделал дело – гуляй смело”. Очень удобно сдавать целыми блоками, темами. Это очень хорошо получалось по биологии, географии, физике (старший), природоведении (младшая). Ещё советуем побольше решать практических задач для лучшего усвоения и запоминания темы (алгебра, математика, физика, химия, языки). То, что хорошо прочувствовали на конкретных примерах, запоминается намного лучше, чем сухие умственные знания.

Чем понравилось, кроме всего прочего, такое обучение – мы не привязаны к школе в пространстве и времени. Например, когда в этом году приезжали барды к нам в город, мы со спокойной душой (без всяких отпрашиваний, мед. справок) уехали на неделю в Черкассы.

Ещё живя и обучаясь в городе, мы с детками взяли себе за правило нести в школу дополнительную, положительную информацию. Для того чтобы это не принималось как какое-то навязывание и не отталкивало людей (преподавателей и детей), мы стали писать рефераты (с прочтением в классе) по темам, которые дети проходили по разным предметам.

Например. Ботаника – 6 кл.: “Кедр. Семейство голосеменные” и выбрали интересную информацию о кедре не только с биологической точки зрения. “Дуб. Долгожители среди растений” (то же, с написанием пословиц, приметами и т. д.) История – 7 кл.: “Введение христианства на Руси”. Природоведение – 5 кл.: “Живая вода” по телепередачи “Теория невероятности” с перечислением всех учёных участвовавших в передаче. Детки в классе слушали с большим интересом.

Не забывайте, что учителя тоже люди. С ними можно договариваться (не в смысле взяток) о более удобной форме сдачи предметов. И, кроме того, никому не понравится, когда ученик бекает и мекает. Не испытывайте терпения преподавателей.

Хочу на последок обратить ваше внимание на то, что отношение детей к учёбе зависит от отношения к ней родителей. Мы, взрослые, много общаемся между собой, обсуждаем те темы, которые нас волнуют. Дети слушают это всё и, как говорится, мотают на ус. Давайте следить за своею речью и не будем отрицательными, и не будем воспитывать отрицателей из детей (то неправильно, это плохо). Давайте прорастать зелёной травкой сквозь бетон образовательной системы. Мы это можем. Это в наших силах.

Волошина Оксана, август, 2006 г.

kedr_nastya@gala.net

4. Исходя из вышеизложенного, законодательство Украины:

– обязывает получение детьми полного общего среднего образования (ст. 53 Конституции Украины);

– обеспечивает развитие различных форм образования (групповой и индивидуальной формы обучения) и свободный выбор любой формы обучения детей (ст. 53 Конституции Украины, ст. 51 Закона Украины «Про освіту» и абз.2 ч. 1 ст. 29 Закона Украины «Про загальну середню освіту»);

– предоставляет желающим право и создаёт условия для ускоренного окончания школы, сдачи экзаменов экстерном (ч. 1 ст. 13 Закона Украины «Про загальну середню освіту»);

– обеспечивает возможность родителям проводить обучение ребёнка за индивидуальной формой (ст. 29 Закона Украины «Про загальну середню освіту»);

– для детей-инвалидов и инвалидов с детства, которые нуждаются в опёке и постороннем уходе, обеспечивает обучение, в том числе и в домашних условиях (ч. 7 ст. 19 Закона Украины «Про охорону дитинства»);

– предоставляет возможность родителям в обеспечении получения детьми полноценного домашнего образования (абз. 5 ч. 3 ст. 59 Закона Украины «Про освіту»).

Согласно абз. 5 ч. 3 ст. 59 Закона Украины «Про освіту» родителям предоставляется возможность в обеспечении получения детьми полноценного домашнего образования

Индивидуальная форма обучения относиться к получению образования в учебных заведения, в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона Украины «Про загальну середню освіту» и п. 1.4. Приказа Министерства образования Украины от 20.12.2002 № 732 «Про затвердження Положення про індивідуальну форму навчання в загальноосвітніх навчальних закладах».

То есть, индивидуальная форма обучения не относиться к домашнему образованию. Но индивидуальное обучение может проводится без посещения учебного заведения.

Поскольку законодательство Украины предусматривает получение детьми образования в домашних условиях, то, скорее всего, нужно будет с местной школой договариваться о получении вашим ребёнком домашнего образования, с возможной сдачей экзаменов экстерном. Одно, с уверенностью, могу сказать, что они отказать вам в этом не имеют право.

Нормативно-правовой акт (документ), который регулировал бы получение домашнего образования, мне не встречался. Если у кого-то есть практический опыт по получению именно домашнего образования или соответствующий нормативный документ, то буду очень признателен за то, чтобы их выслали мне.

Также хотелось сказать, что многие нормативно-правовые акты, регулирующие экстернатную форму обучения отменены. Скорее всего, в своей местной школе нужно будет узнавать об экстернатной форме обучения.

Полная версия статьи >>

13 КОММЕНТАРИИ

  1. Дорогие друзья!

    Мы рады, что находим единомышленников в этом вопросе. У нас ребенок идет в этом году в школу экстернов. Мы предлагаем объединиться родителям, которые осознанно относятся к воспитанию и образованию своих детей, и готовы взять на себя оветственность делать это самостоятельно.

    Мы провели несколько мероприятий, которые были посвящены этому-Родительский форум "Наши дети", Круглый стол "Альтернативное образование". А сейчас готовим конференцию " Альтернативное воспитание и образование" -это встреча семей, которые видят иные горизонты жизни, новый (или очень старый) образ жизни семьи и создают новую модель воспитания и образования.

    В ближайшей перспективе – "Школа домашнего образования для родителей ". Подробности- http://www.indigo.org.ua
    Приглашаем всех! 096-324-23т59

    Виктория, Алексей

  2. Добрый день. Прочитала Ваши статьи о ИФО детей. У меня с сыном возникли проблемы с обучением в общеобразовательной школе. Мы перепробовали все лучшие учебные заведения города и области, но он не где не хочет учиться. Он очень просит сам что бы его перевели на заочную форму обучения, но такого для 9-ти классника быть не может. Посоветовавшись в семье мы решили попробовать ИФО. У меня возникает ряд вопросов связанных с постоновкой на воинский учет т.к. это мальчик, сдача тестов в конце 9-го класса. С каким преподавателями мы должны будем обязательно заниматься и имеем ли право выбора преподавателей по выбранным предметам.

    Могут ли нам отказать в обучении по ИФО в гороно, если "ДА" то как это предусмотреть и избежать.

    Очень прошу совета тех кто уже имеет опыт в этом.

    м.т. 0935798145; 0662823534

  3. Спасибо всем за информацию.Я живу в Одессе,буду благодарна всем кто может поделиться кординатами хороших преподавателей по различным предметам.Моя дочь в 6-м классе,хочу перевести её на домашнюю форму обучения.

  4. Спасибо всем за информацию! Хочу оформить своего сына на индивидуальное обучение. Поменяли 3 школы у ребенка нервный стресс и меня прединфарктное состояние.Ребенок не хочет ходить в школу\учителя грозятся поставить на учет и лешить родительских прав\в нашей стране СССР засел в наших школах\Если попадается в школе нормальный учитель с педагогическим образованием его съедают. У многих учителей нет педагогического образования только специальное они обучают по методу гнобления но конечно не всех

    \\Особенно для них любимые матери которые воспитывают детей без отца\ЖАХ

    • Здравствуйте Таня!

      Я Вас понимаю, могу помочь!/!!

      Меня зовут Татьяна у меня тоже сын.

      Крепитесь, боритесь и не здавайтесь!

      19.04.2012

    • Татьяна, здравствуйте! Я полностью понимаю Вашу проблему, т.к. сама с сыном в аналогичной ситуации. Как Вы решили свою проблему? Сколько лет ребенку и как он сейчас обучается (какая система обучения)?

  5. Здравствуйте!

    Мне нужна помощь компетентных людей, потому обращаюсь к каждому, кто хоть что-то может знать в этой области!

    У меня ребенок 11 лет, девочка. Мы живем в Киеве. Я хочу ее забрать со школы и обучать дома, но вся проблема в том, чтобы сделать это так, чтобы мы к школе вообще не имели никакого отношения? Поясню: даже дети с инвалидностью обязаны сдавать в конце года экзамены в школе пусть дистанционно, но обязаны, в противном случае – за не появлением ребенка в школу – родителей могут лишить родительских прав.

    Можете ли вы помочь нам советом (а может и делом) решить этот вопрос? Я пыталась купить ребенку сертификат о среднем образовании, но ни одна фирма не берется сделать проводки по журналам и при первом же запросе в школе скажут, что ребенок в школу просто не ходит… А надо чтобы сказали – да, ребенок, например, экстерном школу закончил. Как это можно сделать? Может быть есть родители, которые смогли уже решить такие вопросы? Может стоит на месте со школой прям решать вопрос, я уже не знаю… У кого-то вообще получилось ребенка со школы забрать или я первая?

  6. Вероника! 🙂

    Мне думается, что школа – это как минимум срез общества и той социальной среды обитания где мы живем. И наша задача как родителей, адаптировать ребенка к среде обитания, научить отличать белое от черного, аксиомы от гипотез, фантазии и иллюзии от реальности. Если Вам удалось поиметь иллюзию отрыва от земли, и есть желание перестать ходить в школу занимаясь индивидуально с репетиторами. То и первая любовь и первый секс и первая поездка в трамвае или покупка автомобиля должна проходить либо при помощи специально обученных и нанятых людей либо под Вашим личным и контролем.

    Ребенок который не ходил в детский сад но общался с детками во дворе, до школы, все равно имеет какой то опыт и навыки общения. Ребенок который не ходил в школу, не получает ценного жизненного опыта, пусть даже этот опыт негативный, он не сможет быть до конца адаптивным в обществе, и при огромных доходах семьи, сможет общаться с миром только через посредников в виде охраны или своих фрейлин. В этом ли Ваша миссия как мамы своего ребенка !?

  7. Нам учителя в школе усиленно рекоиендуют перейти на индивидуальное обучение в связи с тем, что ребёнок очень задиристый. Надо пройти мед-педкомиссию, лечь в психиатрическое отделение, чтобы там поставили диагноз. Я НЕ ХОЧУ НИКАКОГО ДИАГНОЗА! Что делать?

  8. У меня ребёнок учится в школе для умственно отсталых. до этого мы обучались на дому .Пусть не на отлично он тянул программу общеобразовательной школы ,но где-то посрединке было.Но потом нам предложили на комиссии пойти в эту школу для того, чтобы было общение с детьми и итог такой,что он перестал там вообще что либо делать ,стал забывать то, что до этого знал ,могу ли я его забрать на домашнее обучение.,потому что дома он занимается и довольно таки не плохо ?

  9. Семейное образование становится все более актуальным для легализации. Мы, родители обучающие здоровых детей дома, по сути вне закона. У нас дети могут учиться ТОЛЬКО в школе!!! Экстернат – выход! А если по срокам обучения ребенок не попадает под категорию экстерната? Уже проблема! Может, пора не только на сайтах обсуждать тему, а встречаться и готовить предложения по изменению Закона "Об образовании"? Иными словами, предлагаю своими руками выстраивать дорогу для наших детей, пока государство увидит её целесообразность. 17-19 августа в г. Севастополе пройдет форум "Семейное образование. Семья учится, семья учит". Это открытый разговор о том, что волнует и возможность сделать нечто очень важное для детей
    Людмила 0506408817

  10. У меня немного нестандартная ситуация.
    Я из города Донецка.Я учусь в 10 классе.У меня хорошее отношение с одноклассниками , но я чувствую как наша система образования подавляет во мне личность и делает из детей серый социум ,чувство того как меня загоняют в рамки не покидает меня !Мне становится все сложнее общаться с учителями и понимать их.

комментарии закрыты.