С приходом настоящей весны из года в год происходит одно и то же явление — начинает гореть сухой травостой в балках и на лугах, подстилка в лесах и лесополосах, прошлогодний камыш на водоёмах и реках.
Когда покидаешь город, где помимо дымящихся труб заводов и выхлопных газов, начинают дымить ещё и стихийные свалки, причём часто в самом центре, то начинаешь строить иллюзии о том, что приехав куда-нибудь в сельскую глубинку, наконец-то отдохнёшь от дыма. Но не тут-то было. В провинции также происходит массовый ритуал огнепоклонничества. И тогда начинаешь понимать, что в этой стране от экологического бескультурья, безграмотности и наплевательского отношения к природе некуда бежать!
Как мы любим всегда и во всём винить власть, чтобы снять с себя любую ответственность. Но при этом мало кто самокритично смотрит на то, что творят наши простые граждане. Если спросить у обывателя, зачем он поджигает всё вокруг, то немалым будет процент тех, кто объяснит этот поступок самыми добрыми намерениями. Якобы таким способом поджигатель старается помочь природе, чтобы всё вокруг лучше росло. Но хотелось бы напомнить таким «помощникам», что лучшая помощь природе — это невмешательство в её естественные процессы.
Да, после пожарища, сквозь пепел зелень начинает пробиваться намного быстрее, чем на сухом травостое. Это связано с кратковременным эффектом от пепла, который в данном случае выполняет роль минерального удобрения. Но горение — это почти мгновенное окисление, при котором ряд веществ просто испаряется и почва не получает в полной мере того, что она должна получить. Именно поэтому в природе предусмотренно постепенное разложение растительных остатков, в результате чего образуется комплексное органическое вещество — гумус. И именно оно служит основным компонентом корневого питания растений. Если бы после последнего ледникового периода в течение тысячелетий сухая трава не разлагалась, а каждый год сгорала, то вместо плодородных чернозёмов мы бы имели обеднённые питательными веществами суглинки и глины. Конечно, в природе имеют место естественные возгорания, но они чрезвычайно редки. В наше время 99% всех возгораний происходит по вине человека. К сожалению, немалый процент наших граждан живёт по принципу «После меня хоть потоп» и не думает о том, к каким перспективам приведёт со временем подобная «помощь». Иллюзии, заблуждения, предрассудки и простое удовольствие от созерцания того, как что-то горит, часто берут верх над здравым смыслом.
Помимо уничтожения гумуса, тактика выжженной земли влияет и на водный режим местности. Первой причиной является сам огонь, который непосредственно иссушает почву. Второй причиной является повышенное поглощение тепла почвой из-за того, что после пожарища поверхность принимает тёмный цвет, а он, как известно, намного лучше поглощает солнечное излучение. В результате этого влага с поверхности почвы начинает испаряться ещё и под воздействием солнца, а не только огня. И, наконец, третьей причиной является то, что сам сухой травостой является светоотражателем, теплоизолятором и регулятором водного режима, который не даёт влаге быстро испаряться. В результате действия пожара происходит следующее. Вначале температурный эффект от пожара провоцирует у уцелевших растений бурный рост. Создаётся иллюзия, что на выжженной территории зелень просто благоухает, в то время как на уцелевших участках трава едва пробивается сквозь старый растительный покров. Но если в течение нескольких дней на выгоревшее место не пойдёт дождь, то запас влаги там очень быстро иссякнет и со временем растения на нетронутых участках перегонят те, которые выросли на выжженных.
И, наконец, самое главное. В огне гибнет невообразимое количество семян, которое могло бы прорасти, и растения, которые уже начали прорастать. Кроме того, погибают насекомые, которые зимовали в сухом травостое и подстилке, или те, которые начали выбираться на поверхность земли под воздействием солнечного тепла. В природе, как известно, всё взаимосвязано. И помимо непосредственной гибели вышеперечисленных организмов, их исчезновение также влияет на тех, для кого эти организмы сами служат пищей. Всё это оказывает непосредственное негативное влияние на экологический баланс. Например, некоторые растения имеют корневища и достаточно легко переносят пожары. Но те, которые размножаются семенами или надземными вегетативными органами — погибают. В результате этого происходит противоестественное изменение растительного покрова. Кроме того, на выжженном месте погибают почвенные микроорганизмы, а микрофлора почвы полностью восстанавливается только через два года. Но учитывая, что в некоторых местах пожары повторяются из года в год, то ни о каком восстановлении не может быть и речи.
В последнее время приходится наблюдать массовую вырубку лесополос на хозяйственные нужды. Оно и понятно: цены на энергоносители растут, и в частном жилом секторе древний способ обогрева жилища с помощью дров завоёвывает популярность. Но мало того, что люди вырубают деревья и почти их не садят, так некоторые ещё и поджигают лесополосы, в которых сами же и берут дрова, уничтожая молодую поросль и не давая природе восстановить свои силы. Такое отношение к природе соответствует поведению свиньи из известной басни, в которой она подрывала дубу корни, чтобы добыть жёлуди, не задумываясь о том, что на следующий год дуб засохнет и ничего не даст.
Отдельная тема — выжигание водной растительности, того же камыша, осоки или рогоза на водоёмах и реках. После зимы домой возвращаются птицы, чтобы вывести потомство. Тут-то люди и организовывают им «горячий» приём. Выжигая водную растительность, люди лишают многих водоплавающих птиц мест для гнездования, так как в период выведения потомства им необходим покой и укромные места. Но откуда им взяться, если всё выжжено? Поэтому нетрудно догадаться, как это влияет на численность тех, кто по-настоящему любит свою Родину и всегда на неё возвращается, в отличие от некоторых человекоподобных.
О том, сколько вредных веществ содержится в продуктах горения — можно не напоминать. Особенно если учесть то, что воздух и так загажен выхлопными газами и промышленными выбросами. Растения способны поглощать вредные вещества. После отмирания листвы многие эти вещества в процессе перегнивания либо переводятся в связанное недоступное состояние, либо вообще разлагаются и нейтрализуются благодаря микрофлоре почвы. Но когда мы всё это сжигаем, то фактически всю работу, которую выполнили растения, мы пускаем на ветер, в прямом смысле этого слова. Таким образом, сжигание растительных остатков не только лишает смысла воздухоочистительную функцию растений, оно ещё добавляет в и так не чистую атмосферу ту гадость, которая должна была быть выведена из оборота.
Помимо того, что мы отобрали у дикой природы более половины территории, так мы ещё и добиваем то, что осталось. Очень плохо, когда горит стерня на поле или пастбище. Но ещё хуже, когда горит дикий ландшафт. Такое явление — не просто экологическая безалаберность. Это экологический геноцид. Мало того, что подобное явление карается смехотворной 77-й статьей нынешнего Административного кодекса — от трёх до семи необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (минимум этот составляет 17 грн.), так чаще всего оно не находит даже морального осуждения у нашего народа и воспринимается как норма.
Напоследок хочу попросить читателя не быть равнодушным в тех ситуациях, когда горит балка, лесополоса и т.д. Если видите, что поджог совершают дети, то нужно не только заставить их потушить огонь, но потом и спокойно объяснить им, почему этого делать нельзя. Проверено на личном опыте — помогает. Намного сложнее бывает это объяснить некоторым взрослым, которые в силу своего невежества и упрямства не способны воспринимать элементарные истины и отказываются осознавать, что в этом мире очень много законов, которые не созданы людьми, но незнание и невыполнение которых не освободит людей от ответственности и наказания.
Алексей Бурковский, Лица