Лесополосы в степной зоне являются творением рук человеческих. И хотя видовой состав деревьев и их расположение не всегда являются типичными для данной природной зоны, тем не менее, они выполняют огромную экологическую функцию.
В условиях естественной нераспаханной степи проблема эрозии почвы отсутствует как таковая, потому что растительный покров не даёт возможности ни ветру, ни воде сносить верхний, наиболее плодородный слой почвы. Однако, при массовом распахивании почвы, эрозионные процессы становятся чрезвычайно острой проблемой. Перепаханная и хорошо разрыхленная почва очень легко смывается и сдувается. Почвенная эрозия является одной из основных причин того, почему за последнюю сотню лет процентное содержание гумуса в наших чернозёмах упало с 9% до 3%.
Насаждение лесополос осуществлялось, в первую очередь, с почвозащитной целью. Лесополосы не без основания считались, и продолжают считаться по сей день, одним из наиболее эффективных способов борьбы с почвенной эрозией, в первую очередь ветровой.
СПРАВКА
В степной зоне на полях, защищенных лесополосами, скорость ветра уменьшается на 24-40%, а испарение влаги с верхних слоев почвы снижается на 17-21%. При этом урожайность зерновых повышается на 5-7 ц/га.
Конечно, насаждение лесополос, как и любое другое преобразование природы, нельзя назвать явлением абсолютно позитивным с экологической точки зрения. Ведь видовой состав многих лесополос часто состоит из деревьев, которые завезены с других континентов и не являются типичными для нашей зоны. Например, робиния псевдоакация (которую в народе называют белой акацией) и клен американский являются наиболее распространенными видами деревьев, которые всегда применялись в полезащитном лесонасаждении, что, конечно же, нарушило местный экологический баланс.
Распахано 90% территорииОднако следует признать, что, с учётом нынешних реалий, позитивов от лесополос значительно больше, чем негативов. И дело даже не только в их почвозащитной роли. В некоторых областях нашей страны распаханность территории составляет 90%. Без преувеличения можно сказать, что это катастрофический показатель. И если его не сократить хотя бы наполовину, то полной деградации степной экосистемы избежать не удастся.
Поэтому, при почти тотальной распашке степи, лесополосы до последнего времени оставались последними островками природы, на которую человеческое воздействие было сведено к минимуму. Именно в лесополосах имеют возможность размножаться многие представители нашего животного мира. Кроме того, наличие лесополос, даже если видовой состав деревьев представлен полностью чужеродными видами, позволяет сохраняться возле них участкам естественной степной растительности, которая представлена в большинстве своем местными видами. Следовательно, лесополосы в степи выполняют огромную экологическую функцию, так как являются, по сути, последними резервациями, где видовое разнообразие флоры и фауны могло бы чувствовать себя в относительной безопасности.
Но в последние годы лесополосы подвергаются просто варварскому и бездумному уничтожению. Во многом этот процесс связан с тем хаосом, который начался после плохо продуманной земельной реформы. В результате этого земли сельхозназначния были распаёваны и переданы мелким собственникам. Лесополосы, как несельскохозяйственные угодья сельскохозяйственного назначения (извините за тавтологию, но таков язык официальных документов), были отнесены к землям запаса. Безусловно, распаёвывать лесополосы было бы полным абсурдом, так как новые собственники, скорее всего, сразу бы их пустили под топор. Но и оказавшись в землях запаса, они были попросту брошены на произвол судьбы.
То, что сейчас творится с лесополосами, иначе как дикостью не назовешь. Достаточно выехать за город, как сразу же наталкиваешься на массовые пожарища. Обычно после гибели надземной части дерево пускает корневую поросль, но достаточно случиться повторному пожару, и большинство деревьев погибают полностью. Причем если несколько лет назад подобные явления происходили обычно в апреле-мае, то теперь эта эпидемия варварства начинается в марте, а заканчивается в ноябре. Самое ужасное то, что до этого никому нет дела. По этому поводу нет никакого информирования ни на местном уровне, ни на государственном. Поэтому выжигание лесополос начинает восприниматься в обществе как норма. Дело даже не в том, что обыватель не проявляет активной жизненной позиции и не препятствует этому варварству. Но уже и на словах люди не высказывают по этому поводу возмущения и воспринимают такие явления в порядке вещей.
Ещё одной проблемой является массовая рубка деревьев. В сельской местности это один из главных поставщиков бесплатных энергоносителей. Конечно, если на дрова идет сушняк, то с этим ещё как-то можно мириться. Хотя это тоже неправильно, так как старые сухие деревья являются местом обитания многих видов животных. Например, краснокнижный жук-олень выводит потомство именно в мертвой древесине. Но, снова таки, для того чтобы сделать много сушняка, можно и поджёг совершить, чтобы потом его срубить. Но часто бывает так, что лесополосы вырубаются всплошную, вне зависимости от того, отмершие в них деревья или живые.
А ещё наш народ любит выбрасывать в лесополосы всё, что не нужно дома. В народе существует мнение, что если мусор высыпать в кусты, то значит, его как бы и нет. В результате этого многие лесополосы превратились в самые настоящие свалки.
Понятно, что пожарные вряд ли смогут потушить все поджоги, а милиция не сможет сидеть сутками в засаде и отлавливать отдельных поджигателей и рубщиков. Но вопрос не в этом. Главное не лечение, а профилактика. Ведь львиная доля поджёгов совершается с подачи руководителей агропредприятий. Многие аграрии внаглую, средь бела дня выжигают стерню, вместе с которой начинают выгорать и лесополосы. Достаточно обязать агропроизводителей следить за пожаробезопасностью лесополос, которые примыкают к их сельхозугодьям, а если они не соблюдают эти требования, то постоянно их штрафовать. При этом суммы штрафов, конечно же, необходимо поднять в несколько раз. Такие меры в любом случае значительно сократят количество пожарищ. В принципе, стерню вообще сжигать запрещено. Её сжиганием агропроизводители попросту экономят на энергозатратах, связанных с обработкой почвы и внесением удобрений. Но и здесь можно найти какой-то компромис. Ладно уже, пускай жгут стерню, но ведь достаточно обязать обпахивать все поля по периметру, чтобы пожар со стерни не распространялся на лесополосы и целину.
КСТАТИ
Согласно расчетам экологов, уровень лесистости в степной зоне Украины должен составлять не менее 9%. В настоящее время этот показатель не превышает 5,5%.
Ну а если говорить в более широком контексте, то для решения этой проблемы лучше всего было бы привлечь общественные экологические организации. Уж эти бы люди не за деньги, а чисто из принципиальных позиций могли бы принимать участие в отлове и наказании поджигателей и рубщиков. Но вот незадача, по закону активисты таких организаций не имеют права задерживать и наказывать правонарушителей. Слишком уж боится у нас государство наделять общественность реальными полномочиями, а то глядишь, ещё порядок наведёт. Так что воз и ныне там. Но, несмотря на это, всем нормальным людям не стоит оставаться равнодушными к этой проблеме. И если есть возможность остановить рубщика, поджигателя или просто затушить пламя, то не нужно проходить мимо. Ведь уничтожить дерево очень просто, а вот вырастить его в сухой степи очень и очень тяжело.
Отзывы на статью можно прислать на ecologist @ ukr.net
Алексей Бурковский, Лица