На написание этой статьи меня натолкнули размышления и анализ фактов при рассмотрении темы национальной безопасности государства Украина. Мне всегда была интересна эта тема, а в последнее время обострилось ощущение, что моё государство не желает обеспечить возможностью безопасно жить меня и мою семью. Мало того, оно само не может и не хочет жить в безопасности. Постоянное латание подобия внешней и внутренней концепции безопасности различными, абсолютно несведущими в этом, людьми меня повергает в шок и трепет.
Самые элементарные правила безопасности жизнедеятельности моей семьи в детстве прививал мне отец. Не открывать дверь незнакомцам, не ругаться с соседями, не занимать денег у тех же соседей, думать о последствиях для своей семьи тех или иных слов, сказанных на улице, быть миротворцем, но опираться на свою, прежде всего духовную, внутреннюю силу. Дружить с теми, кто сильнее тебя и заботиться о слабых, содержать свой дом в порядке и всегда, да, да, всегда, прежде всего заботиться о своих родных. В Библии сказано «…кто не заботиться о своих родных, тот хуже неверного…». Я старался всю свою жизнь выполнять эти правила, и это мне удавалось. Но я вижу, что эти правила не выполняет страна, в которой я живу, не выполняют люди, которые взялись отвечать за условия жизни , за безопасность всех кто живет рядом со мной.
В этой статье я постараюсь сделать конкретные выводы на данном этапе развития Украины в плоскости нашей общей национальной безопасности. Я надеюсь и верю, что моё государство развивается, а не деградирует. Я так же надеюсь, что выводы сделанные в этом материале послужат для написания программы Народного Движения Третья Республика, активным членом которого я являюсь.
Для начала изложим общее понятие, что есть национальная безопасность страны. Национальная безопасность Украины – совокупность благоприятных факторов для обеспечения стабильного развития украинского общества и государства им же учрежденного, для достижения национальной цели, социального идеала, для сохранения фундаментальных ценностей и традиций народов, населяющих Украину, а так же нейтрализация, а при необходимости, ликвидация всех внешних угроз, рисков и их источников, руководствуясь своими нац. интересами.
Существует четыре основных столпа национальной безопасности, на которых зиждется государство, и разрушение которых грозит гибелью народу в нем живущему:
1. Территория
2. Население
3 .Материально-техническое богатство
4. Цивилизация.
Понимание национальной безопасности Украины можно дать, отвечая на внешние риски и угрозы и приводя в порядок внутренние дестабилизирующие факторы. Важно чтобы ответы на внешние угрозы не вступали в конфликт с внутренними интересами, иначе сама система безопасности не будет иметь смысла.
Попробуем разобрать наши внешние вызовы.
1. Увеличение мощности новых центров силы и углубление глобальных процессов. Угроза изоляции страны от мировых региональных экономических и интеграционных процессов.
Приходится констатировать, что наш мир становится многополярным. Появились новые центры роста, такие как Бразилия, Индия, Китай, Южная Африка – абсолютно разные страны со своими индивидуальными особенностями, с разными процентами социальных классов. Но все одинаково столкнулись с глобальными проблемами первостепенной важности и совершенно очевидно, что требуется разработка новых планов, стратегий и тактик для ответа на поставленный вопрос. Осуществление этого требует новых организаций с более прозрачными рычагами влияния на всю международную систему. В последнее время появились крупные международные альянсы, такие как БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), IBSA (Индия, Бразилия, Южная Африка) – ассоциация трёх главных демократий юга, произошло расширение группы G8, станы ШОС, АТЭС, НАФТА и т.д. Страны ищут своё место в процессе обсуждения глобальных вопросов и их решения. Механизмы для оживления многосторонних отношений запущены, и двери пока открыты. Для Украины очень важно то, что принципы принятия решений в новых международных форматах – демократические.
Сделаем вывод из всего вышесказанного. На наш взгляд Украине и в этой новой системе координат может выпасть некая статусность, в первую очередь, благодаря своей географической особенности. Украина обязана стать центром славянского мира в Европе, центром кооперативной аграрной культуры между Европой и Азией, центром регионального альянса стран-транзитёров ЕС и ШОС, гарантом безопасности транспортных коридоров по которым будет двигаться товар, энергоносители и собственная электроэнергия.
2. Понижение роли механизмов обеспечения международной безопасности ООН и ОБСЕ.
Следующий внешний вызов государству Украина – это понижение роли механизмов обеспечения международной безопасности, гарантированных в рамках ООН, ОБСЕ и НАТО, и как следствие невозможность гарантирование нашей стране сохранение суверенитета. Формирование многополярного мира, к сожалению, пока сохраняет значение военно-силовых аспектов в международных отношениях. Яркие примеры: милитаризация Польши и Чехии, укрепление российского флота в Севастополе, наращивание флота в Турции. Государство Украины, как согласившееся на статус безъядерной державы и не получившее чётких гарантий в связи с присоединением к ДНЯО, должно проводить политику активного нейтралитета.
Речь идёт о политике сильного и амбициозного государства задающего правила игры и строго следящего за периметральной безопасностью. Доктрина активного нейтралитета подразумевает опору на собственные оборонительные возможности, в частности неядерные стратегические силы сдерживания в составе ракетных войск и войск быстрого реагирования (ВБР), которые в свою очередь состоят из авиации и ракетных войск. ВБР будут гарантировать безопасность транзитных коридоров.
Делаем выводы из вышеизложенного материала.
Что Украина получит в процессе реализации политики активного нейтралитета – во-первых, консолидирует гражданскую нацию, уберёт миф в соц. сознании о расколотости страны, во-вторых, сохранит идентичность украинской нации, защитит собственную культуру на период глобальной перестройки. Также политика активного нейтралитета будет являться основанием для экономических реформ в космической отрасли, ракето и авиастроении и реформировании армии. Одним из положительных последствий внеблоковости, станет возможность участие в создании новых систем коллективной и глобальной безопасности. Период начала реализации политики активного нейтралитета от 5 до 10 лет, в течение двух сроков одного президента.
3. Усиление центробежных процессов в СНГ, рост напряженности во взаимоотношениях с Россией, как следствие возникновение и эскалация военных конфликтов вблизи государственной границы Украины. Территориальное притязание к Украине, «Крымский и Румынский вопросы».
После распада СССР в 1991 году, составляющие этого имперского монстра устремились каждый в свою сторону, но с обязательным центробежным ускорением. Как следствие этого образовались отдельные проблемные ситуации, которые требуют скорейшего решения. Один из первых вопросов – это неурегулированность статуса Приднестровья, незавершенность делимитации Украино-Российской границы в акватории Чёрного и Азовского морей, Керченского залива, демаркация границ с Белоруссией и Молдовой, базирование флота РФ после 2017 года, конфликты на исторической и этнокультурной почве, спорный вопрос шельфов Черного и Азовского морей. Желание России доминировать на территории СНГ приводит к усилению агрессивной политики в отношении с соседями (Приднестровье, Кавказ). Велик риск для Украины, потерять статус страны транзитёра энергоресурсов вследствие желания строить газопровод в обход нашей территории. Существует угроза превращения государства Украина в разменную монету соперничества США и России за влияние в регионе. Происходит втягивание страны в НАТО вопреки настроению большинства граждан. Стремление Румынии ограничить судоходство в украинской части Дуная, порой перерастает в территориальные споры….
Вот всего лишь перечень острых, животрепещущих вопросов, требующих скорейшего решения во внешней политике государства Украина. Рассмотрение этих вопросов однозначно надо проводить в рамках обеспечения национальной безопасности.
Проведение политики активного нейтралитета, усиление роли и авторитета МИДа во «внутриСНГэшных» диалогах, отстаивание территориальных вопросов в международных судах, быстрое реагирование на возникающие угрозы в информационном поле. Вот, без малого, набор необходимых шагов для адекватного реагирования на указанные в заголовке раздела вызовы.
В итоге мы получим увеличение авторитета Украины на бывшем постсоветском пространстве, возврат лидерских позиций в принятии решений по конфликтным ситуациям в СНГ, предоставление военных, миротворческих гарантий конфликтующим сторонам (как альтернатива войскам ООН). Прекратим рост экстремистских настроений внутри страны, вернем статус малым народам, населяющим нашу страну, получим бесспорный контроль над государственной территорией. Поднимем статус военнослужащего собственной армии, по сравнению с армиями соседей.
4.Международный терроризм, наркоторговля, торговля людьми и человеческими органами. Нелегальная миграция, интернациональная преступность.
Немаловажный внешний вызов нашему государству состоит из целого букета связанных между собой угроз. Это наркоторговля, торговля людьми, интернациональная преступность.
Один из трёх мировых наркопотоков проходит через Иран, Турцию и дальше проходит через Балканы. В последнее время наблюдается масштабный рост наркотрафика через Украину. Причина – это коррумпированность всей системы контроля границы.
В итоге наркотики попадают в соседние Россию, Белоруссию и Польшу. Рост наркомании в самой стране, как угроза здоровью нации, мы рассмотрим ниже.
В орбиту влияния международных преступных группировок также попадает нелегальная миграция, торговля людьми, и их органами. В последнее время угрожающие масштабы, по сравнению с общемировыми, приобрела торговля детьми и вовлечение их порно-индустрию. Как правило, за этим стоят интернациональные преступные группировки. Зачастую эти организации делают базы на наших территориях, опять-же пользуясь коррупцией в органах надзора за ситуацией.
Международный терроризм, как глобальная проблема, в меньшей мере затрагивает нашу страну, но существует опасность постепенного втягивания нашей территории в зону влияния радикальных исламистских организаций, ввиду «удобного» географического положения в «подбрюшине» РФ. Вследствие этого мы представляем угрозу для России как нестабильная территория и велика вероятность военного конфликта с «принуждением к порядку».
Некомпетентность нашего государства, а вернее конкретных лиц, представляющих Украину, в международных схемах торговли оружием так же выступает дестабилизирующим фактором в обеспечении национальной безопасности. Причастность высших должностных лиц государства к интернациональным преступным группировкам уже не вызывает ни у кого сомнения. Отстаивание национальных интересов в легальной торговле оружием отошло на второй, а то и третий план.
Необходимо срочное создание новой структуры – Бюро Национальной Безопасности. В состав БНБ должны войти представители всех силовых и исполнительных ведомств. Существует необходимость создания департаментов в БНБ с отдельными задачами. А именно: информационная безопасность, институт стратегического планирования, департамент развития нано-технологий и т.п. Данная структура должна подчиняться президенту страны и давать финансовый отчёт профильному парламентскому комитету.
В итоге мы получим адекватные, актуальные, с точки зрения мировых вызовов, ответы на внешние угрозы нашей стране. Создадим новую силовую структуру с возможностью её интеграции в мировые аналогичные организации и, прежде всего, решающую целый спектр проблем, затрагивающих национальную безопасность Украины. Сможем предотвращать распространение наркотиков, оружия, торговлю людьми. Восстановим статус страны, как осуществляющую контроль над криминогенной ситуацией. Уберем риск внешнего вмешательства во внутренние вопросы нац. безопасности.
5.Внешняя информационная угроза
К внешним угрозам в сфере информационной безопасности относится использование информации для манипулирования массовым сознанием. Расширение круга пользователей глобальной сетью Интернет, которая становится основным каналом распространения информации, знаний, идей и товаров, способствует тому, что сознание людей всё более выходит из-под влияния национальных, политических и государственных институтов. Одновременно рождается и новая форма опасности: компьютерные вирусы, способные наносить ущерб государственным и частным компаниям. Тенденции последних информационных войн – это войны за социальное пространство, а вернее за управляемость и контроль над социальным пространством. Общественный капитал – вот главный предмет соперничества. Стандарты организации жизни – вот один из факторов, которые могут быть управляемы информационными ресурсами.
В последнее время усилилась информационная экспансия со стороны России. Угрожающие высказываний одиозных российских политиков, в отношении нашего государства, в последнее время приобрели массовый характер в Интернете.
Распространение порнографии, как правило, с расположением серверов в иностранных Интернет-зонах так же имеет угрожающий масштаб. Опасные экстремистские идеи, распространяемые в Интернете, представляют угрозу нац. безопасности страны. Различные ресурсы антиморальной направленности получают всё более и более распространение в мировой сети.
Открытие департамента с задачами борьбы с внешними информационными угрозами первоочередное мероприятие в рамках создания БНБ. Задачи, возложенные на этот департамент: блокирование интернет-ресурсов с откровенной антиукраинской пропагандой, защита государственных ресурсов от несанкционированного доступа к политической, экономической, научно-технической и военной информации, устранение причин информационной дискриминации Украины, цензура украинского сегмента Интернета. Работа в различных вариантах информационного присутствия для противодействия антиукраинским, шовинистским и крайне реакционным выступлениям.
В итоге мы получим разработку и принятие доктрины информационной безопасности Украины, внедрение современных информационных и телекоммуникационных технологий разработку собственных ноу-хау в этой сфере. Восстановление контроля над социальным пространством в национальных интересах, улучшением внешнего имиджа государства. Защиту государственного и корпоративного сектора экономики от влияния вирусов и нивелирование экономического ущерба.
6. Обострение глобальных проблем, таких как нехватка продовольствия, питьевой воды, изменение климата, распространение опасных болезней.
В рамках глобальных мировых проблем Украина, к сожалению, не имеет чётко сформулированной стратегии реагирования ввиду отсутствия специализированных институтов принятия решений.
Нехватки продовольствия и рост цен на него – следствие увеличения населения планеты и повышения уровня жизни. Стоимость зерна продолжает увеличиваться, глобальные изменения климата, недополучение каждым третьим человеком на планете питьевой воды, распространение опасных болезней – вот без малого целый букет глобальных вызовов от которых нельзя стоять в стороне. Украина, как государство, обязана сформулировать четкие ответы на вышеуказанные вопросы.
Украина должна заниматься селекцией твердых сортов пшеницы на государственном уровне. Необходимо в ближайшее время построить новые зернохранилища и элеваторы, привлекая инвесторов из стран с проблемами продовольствия. Государство Украина, как обладающее большими запасами питьевой воды, обязано её продавать. Питьевая вода через 10 лет будет стоить дороже, чем газ и нефть. Необходимо ввести жесткий контроль над качеством воды, с помощью социальной рекламы призывать население бережно относится к нашему национальному достоянию. В сфере нераспространения опасных болезней мы должны присоединиться к международным ассоциациям, работающим в этом направлении, вести жесткий контроль над нелегальной миграцией, способствовать в борьбе с глобальным потеплением. Нам нужно вести разработку новых вакцин против болезней, быстро реагировать на распространение эпидемий и т.д.
Что мы получим в итоге такой политики. Поднимем статус государства на международных продовольственных торговых площадках, увеличим доходную часть бюджета, защитим своё население от негативных факторов связанных с изменением климата. Дадим работу тысячам людей в аграрном и строительном секторе экономики. Поднимем престиж научных работников в медицинской сфере.
7.Критическая зависимость от зарубежных энергоресурсов, потеря рынков сбыта традиционного украинского экспорта, ухудшение ситуации в финансовой и экономических сферах.
Проблема критической зависимости от поставок энергоресурсов из-за рубежа возникла по причине неумения руководства страны диверсифицировать источник поставок углеводородов, невозможности провести сколько-нибудь внятную энерго- и ресурсосберегающую политику.
Отсутствие внятной стратегии преодоления финансового кризиса и его последствий для Украины – вот архиважная проблема, которая угрожает национальной безопасности нашей страны. Уже сегодня у нас большие проблемы, связанные с бюджетообразующими отраслями – горно-металлургическим комплексом, угольной промышленностью и другими. Дестабилизирующее влияние на государство оказывает трансграничные переливы краткосрочных капиталов, действия международных финансовых спекулянтов.
Тенизация экономики подрывает хозяйственную деятельность государства на международном уровне. Завоевание транснациональными компаниями все новых рынков сопровождается разрушением целых отраслей промышленности.
Адекватным ответом может быть политика недопущения нецелевого использования бюджетных средств и государственных ресурсов, их перетока в теневую экономику. Контроль экспортно-импортной деятельности, направленный на поддержание важных для Украины приоритетов и защиту отечественного производителя. Борьба с противоправной экономической деятельностью, противодействие неконтролированному оттоку национальных материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов. Уменьшение роста внешнего долга Украины.
Делаем вывод. В процессе целого комплекса мер направленных на уменьшение негативного влияния зависимости от зарубежных ресурсов государство получит колоссальную экономическую выгоду. Если говорить в абсолютных цифрах так это величина сравнимая с годовым бюджетом страны. Получим подконтрольность стратегически важных статей украинского экспорта и защитимся от влияния глобальных экономических последствий кризисных периодов развития мировой экономики. Так же мы стимулируем развитие производства альтернативных видов топлива.
На самом деле эти семь вышеизложенных внешних угроз нашей безопасности далеко не все, которые существуют в сегодняшнем противоречивом мире. Перечисление всех проблем и ответов на них возможно лишь в рамках написания концепции внешней безопасности государства. Наша обязанность, как людей слова и дела, свести этот список к минимуму. Мы можем стать генераторами решений актуальных проблем в плоскости национальной безопасности Украины. Ниже приведем исследование наших внутренних вызовов и угроз.
1.Неспособность элиты сформировать и реализовать согласованную стратегию развития страны.
На сегодня приходится констатировать отсутствие консолидации украинского общества и его элиты. Внутренняя нестабильность делает Украину уязвимой на международной арене, вредит ее национальной безопасности. Для примера можно вспомнить как откровенно виктимное поведение части украинских элит во время газового конфликта в пользу российских интересов, так и показательную реакцию так называемой оппозиции на положительное для Киева решение Гаагского международного суда в деле о распределении морского шельфа в районе острова «Змеиный» между Украиной и Румынией. Отдельные «высококомпетентные» критики договорились до того, что речь идет вроде бы о переделе границ в Европе. Подчеркнем только, что проблемой является неспособность многих представителей украинских правящих сил воспринять национальные интересы и поставить их выше личных, их неспособность думать больше чем на два шага вперед. Отмеченное практически делает невозможным стратегическое планирование в государственных институтах, а, следовательно, коренным образом усложняет деятельность по обеспечению национальной безопасности Украинского государства в сегодняшних сверхсложных условиях. Выборы 2010 года не изменят украинскую элиту, а значит, институты власти не станут намного эффективнее. Что нужно сделать, – изменить избирательное законодательство. Вернуться к президентской форме правления в стране. Переизбрать всю управленческую верхушку, заложить механизм контроля над любым политиком и возможность отзыва его с должности. Запретить заниматься любой деятельностью в сфере государственного управления бывшим «правителям». Вывод. Получим нормальную, демократическую власть, не сращенную с бизнесом. Заложим институт воспитания пожизненных управленцев в государстве. Повысим контроль народа над властью. Заложим основу для постоянного процесса формирования стратегии развития государства по всем векторам политики.
2.Региональные различия в политико-идеологических и внешнеполитических ориентирах населения, снижение уровня доходов и рост социального напряжения. Болезни, старение, демографическая ситуация.
В последнее время усилилось общественно-политическое противостояние отдельных социальных слоев населения и регионов Украины. Произошло расслоение общества на сторонников разных идеологических направлений и внешнеполитических приоритетов. Угрозой безопасности Украины в социальной сфере является расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы, усиление социальной напряженности. Нарастание негативных проявлений в социальной сфере ведет к снижению интеллектуального и производительного потенциала страны, сокращению численности населения, истощению основных источников духовного и экономического развития, может привести к утрате демократических завоеваний.
Угроза физическому здоровью нации проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения, стремительном возрастании потребления алкоголя и наркотических веществ, ухудшении здоровья людей. Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества – семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала общества. Накапливающееся в результате этого недовольство и раздражение обращается на ближайшие объекты – на неэффективные государственные структуры. Расширяется почва для организованной преступности и политического насилия.
Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей провоцируют усиление напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу государственному устройству и социально-экономическому укладу Украины. Ответами на вышеуказанные угрозы могут быть: запуск инфраструктурных строительных проектов, принятие своевременных мер в отношении противодействия кризисным демографическим процессам, создание эффективной системы социальной защиты человека, охраны и восстановления его физического и духовного здоровья, стимулирование развития и обеспечение всесторонней защиты образовательного и культурного потенциала страны.
Поднять и обеспечить реальные выплаты пособий по рождению детей. Украина должна стать страной детей. Примечателен опыт Болгарии во время 500 летнего турецкого ига. У них не было тогда государства, у них не было никакой собственной идеологии, которая бы учила, как выжить, но был какой-то почти инстинктивный порыв – болгарская семья должна иметь не менее пяти детей: одного обязательно забирали в янычары турки, но четверо оставались. Выводы можем сделать следующие: мы получим страну с молодым населением, уменьшим расслоение между классами в обществе, обеспечим занятостью квалифицированное и неквалифицированное трудоспособное население, перенастроим систему социальной защиты, восстановим систему государственного, на основе хозрасчета, здравоохранения. В конечном итоге мы получим сильное государство с удовлетворенными гражданами, заслуживающее уважение на международной арене.
3.Замороженные конфликты внутри страны. Сепаратизм.
Угроза внутреннего сепаратизма (крымских татар, выступления в Крыму за присоединение к России) оценивается менее критично, однако стоит напомнить, что экономический кризис может стать катализатором социальной напряженности, фактором обострения внутренних противоречий и латентных конфликтов. Крымские татары – это один из самых больших мусульманских этносов на территории Украины, который достаточно серьезно организован и имеет свою структуру руководства, которая в определенной мере не зависит от украинского государства. Угроза может быть в нерешенности их внутренних проблем на территории Украины. Это все также связано с международной тенденцией к радикализации исламских политических движений. Если на эту проблему закрывать глаза, как это делается у нас в последние годы, то проблема обострится. К этой же проблеме относится стремление Турции усилить свое влияние в Черноморском регионе, в том числе и в Крыму через контакты с организациями крымских татар. К замороженным конфликтам в стране можно отнести и территориальные претензии Румынии (точнее – определенных политических сил в Румынии) на Бессарабию и Северную Буковину, притязания Венгрии на Закарпатье. Напрямую с планами создания «Великой Румынии», включающей в себя Молдову, связан и риск эскалации конфликта в Приднестровье, где доля этнических украинцев составляет порядка 30 %.
На целый спектр вопросов можно постараться дать и массу ответов, но наиболее характерным может быть выбор политики активного нейтралитета, что позволит укрепить согласие в обществе, наладить дружественные отношения с соседними государствами, снизить угрозы втягивания в существующие межгосударственные конфликты, укрепить авторитет Украины в мире, обеспечить безопасность и территориальную целостность Украины. Территориальные конфликты имеют свое международно-правовое решение. Сепаратистские настроения мы сможем пресекать силовыми методами.
4. Детский алкоголизм, наркомания.
Каждый третий ученик начальной(!) школы в городе хотя бы раз употреблял спиртное. Семь процентов детей, которые попадают в больницы с диагнозом “отравления”, подорвали здоровье именно горячительными напитками. По этой причине в государствах, которые заботятся о детях, а не о дополнительных финансовых бонусах водочных баронов, спиртное продается лишь гражданам, которым исполнилось 21 год. У нас же дети из-за безразличия общества к этой проблеме активно заглядывать в рюмку начинают с 12-14 годов. В чём опасность детского алкоголизма? По мнению специалистов, детский алкоголизм – это системная общегосударственная проблема, которая, за несколько десятилетий может привести к вырождению нации. Опасность не ограничивается деградацией человеческой личности на стадии развития, алкоголь пагубно действует и на крепких взрослых. Из ребёнка или подростка, который пристрастился к рюмке, не вырастет здорового человека. Это уже потенциальный кандидат в инвалиды. Специалисты утверждают, что дело ухудшается ещё и косвенным действием алкоголя – психическими отклонениями. Здесь необходимо действовать методами психотерапии.
Лечение подростков сложное, кропотливое, к тому же требует много времени. Среди причин употребления подростками алкогольных напитков чаще назывались: употребление для храбрости, повод встретиться с друзьями, доступность и желание подражать героям рекламы. Детский алкоголизм – не только медицинская, но более всего общегосударственная проблема. Экономические трудности, связанное с этим социальное напряжение, стрессы, разные неурядицы семейного характера, безработица, потеря моральных ценностей – всё это бьёт по детям. Как утверждают специалисты, проблема детского алкоголизма и наркомании есть также следствием отсутствия надлежащей государственной политики в сфере работы с молодёжью, в последнее время фиксируется существенный рост количества объектов уличной рекламы алкогольных напитков, причём много из них располагаются в непосредственной близости от школ и высших учебных заведений. Более того, достаточно часто около учебных учреждений расположены и магазины, которые свободно реализуют спиртное, причем нередко продавцы продают алкогольные напитки подросткам. Кроме того, сегодня вся работа относительно предотвращения незаконной торговли спиртным в основном сваливается на плечи милиции, хотя, как утверждают представители правоохранительных органов, только их силами эту проблему сегодня решить просто невозможно.
Например, что касается неконтролированного распространения рекламы, то здесь необходимое вмешательство, прежде всего на законодательном уровне. Единственный выход из положения сегодня общественные организации видят в чётком координировании усилий сразу всех служб. В государственной поддержке нуждаются в первую очередь детские и юношеские образовательно-воспитательные организации, которые должны воспитывать у молодёжи тягу к здоровому образу жизни, находить пути альтернативных форм организации досуга юношества и молодёжи.
Особенную роль в борьбе с малолетним пьянством должна играть семья. Очень важно не показывать личный негативный пример, не сажать детей за стол, если планируется застолье с алкогольными напитками, больше привлекать детей, подростков к занятиям физкультурой, спортом, к участию в роботе клубов по интересам и других массовых форм организованного отдыха.
Наркотики – это круто! – несется отовсюду. О похождениях героев-наркоманов сняты десятки фильмов, о наркотическом драйве поют с экранов телевидения популярные исполнители. Так невольно и пожалеешь об утраченной цензуре…
Политика нашего государства, как кажется порой, направлена именно на то, чтобы ряды юных наркоманов неуклонно пополнялись. В Украине до сих пор отсутствует общегосударственная программа борьбы с наркоманией. Политическое руководство страны всё ещё не рассматривает ситуацию в данной сфере как критическую.
Каковы же причины этой социальной патологии в современной Украине? Глобальной причиной, на наш взгляд, выступает кардинальное преобразование украинского общества: его трансформация из тоталитарного в демократическое, из командно-административного в рыночное.
Глубинные изменения современного украинского общества сродни революционным переменам. Изменилась ценностная система общества. Морально-нравственные ориентиры, существовавшие в советские времена, обществом отвергнуты. Религиозные нормы и каноны в стране, где 70 лет прививался атеизм, работают слабо. Наибольшее распространение получила идеология индивидуализма, когда каждый пытается выжить в стихии рынка и не интересуется проблемами ближнего. Как следствие, основная масса индивидов столкнулась с потерей ценностных ориентиров, обесцениванием прежде важных ресурсов: образования, порядочности, уважения к законам, – с необходимостью переориентации с коллективистских норм на индивидуалистские. Как это не парадоксально, в качестве причины роста беспризорности и наркомании выступает демократизация украинского общества. Вернее, незавершённость и половинчатость этого процесса. В советские времена система тотального контроля охватывала все категории граждан. Ребёнок, оказавшийся на улице, неизбежно попадал в поле зрения правоохранительных и государственных органов и принудительно направлялся в детское учреждение. В современной Украине принудительные меры считаются незаконными и недемократичными, а другие пока ещё не разработаны и не внедрены.
Кризис института образования – ещё одна причина. Система образования всё в большей мере становится платной, пусть и в скрытом виде. В результате дети из малообеспеченных семей часто чувствуют себя изгоями в школьной среде, лишёнными самого необходимого, подверженными насмешкам со стороны одноклассников. С одной стороны, можно наблюдать реформирование системы образования, придание ей большей гибкости и дифференцированности: появляются школы с углублённым изучением предметов, работающие по авторским методикам, получает распространение, развивающее обучение и пр. С другой стороны, дети, не отвечающие общим стандартам, которым с трудом даётся процесс обучения, остаются вне зоны внимания системы образования. Такие дети рассматриваются как помеха в учебном процессе. В результате, большой контингент детей отчуждается от школы.
Выводы. Необходимо проведение антинаркотической и антиалкогольной социальной профилактики, понимая под ней не какое-то разовое мероприятие, а сложнейший, а главное – непрерывный процесс воздействия на ребёнка с целью изменения его образа жизни, формирования иной системы ценностей. Более конкретные выводы и предложения можно будет делать на основе глобального изучения этого вопроса.
5.Экологические риски.
Страна находится в состоянии глубокого экологического и экономического кризиса. Мы недаром понятие экологический кризис поставили первым. Последствия неверного отношения к природе не заставляют себя долго ждать.
В современных условиях мы имеем неэффективный, устаревший эколого-экономический производственный потенциал страны Украина, недостаточную правовую базу природоохраны, недостаточную систему управления, в недостаточной мере действующие экономические стимулы рационализации природопользования.
Устаревшие системы канализации и очистки бытовых стоков, негодные газо и водопроводы, не соответствующие современным требованиям инженерные коммуникации подвода электроснабжения и т.п.
Такая ситуация есть следствием многолетнего хозяйствования затратного, ресурсоемкого воспитания членов общества. Очень обидно, но в нашем молодом государстве в связи с экономическим кризисом, трудными проблемами продовольственного и жилищного обеспечения, суперинфляцией, разгула преступности проблема комплексного и радикального экологического оздоровления постоянно откладывается, не решается рациональное использование природных ресурсов, а количество аварийных ситуаций увеличивается.
Опыт развитых стран мира показал, что могущество страны определяется, прежде всего, высоким уровнем культуры и технологий, в том числе – культуры природопользования. Этот опыт, а также опыт отечественного хозяйствования убеждают, что двигаться дальше путем старого экономического развития нельзя, нужна новая концепция природопользования. Главный экологический ресурс современности лежит в изменении системы ценности и способов освоения природы, в смене общечеловеческого мировоззрения. Экономические критерии прогресса должны оцениваться со стороны взгляда его влияния на «качество жизни» и сохранения биосферы, развитие духовности человека.
Экономика товаров постепенно должна изменяться экономикой информации, а принципы природопользования в XXI ст. приобретением новых особенностей. Общие «правильные» тезисы, указанные выше, конечно же, верны и бесспорны. Но, к сожалению, ни один из них не имеет место быть в современной Украине.
Подытоживая короткий анализ техногенно-экологической ситуации Украины, можно сделать вывод, что современное экологическое положение критическое. Государственной задачей становится вопрос экологизации общественной жизни, сознания людей, промышленного производства и т. д.; эффективная и последовательно осуществляемая система региональных и местных мер, направленных на внедрение в практику качественно новых ресурсосберегающих, эколого-безопасных видов техники, технологий и организации материального производства, способов и методов функционирования промышленных, транспортных, хозяйственно-бытовых и других комплексов. Целью этих мероприятий являются экономное и высокоэффективное использование, сохранение, воспроизводство разных видов ресурсов; поддержание динамичного экологического равновесия и благоприятных с точки зрения здоровья человека условий и качественных характеристик окружающей среды. Конечным результатом экологизации общественного развития должно быть достижение приемлемого уровня техногенно-экологической безопасности населения и природной среды. Для этого необходимо использовать рычаги и направления регулирования социально-экономического развития регионов.
Следует придерживаться стандартов и нормативов экологобезопасной предпринимательской деятельности, повышать ответственность ее субъектов, прогнозировать возможности возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций, проводить необходимую экспертизу проектов создания производственных и других объектов, лицензировать деятельность, связанную с их строительством и безопасным функционированием, совершенствовать конкретные технологические процессы и повышать их надежность, создавать эффективные системы технологического контроля и предупреждения аварийных ситуаций, внедрять средства, направленные на устранение причин и самих опасных явлений.
В этом вопросе важное место занимают правовые механизмы ответственности предприятий за причиненный ущерб (в первую очередь – при использовании опасных веществ). Ведь значительная доля нарушений экологического равновесия связана с несоответствием структуры и хозяйственной
специализации природным условиям и ресурсам отдельных регионов.
В Законе Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25 июня 1991г. отмечено, что охрана окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности человека являются неотъемлемым условием устойчивого экономического и социального развития Украины.
6.Падения престижа военного.
Престиж военного – престиж страны. Это аксиома. Современный этап становления и развития государственности в Украине сопровождается принципиально новыми процессами в различных областях общественной жизни. Они привели к возникновению ряда серьезных социальных проблем, связанных с личностью военнослужащего, с его профессиональной деятельностью. К сожалению, существует большое противоречие между теоретическими представлениями о престиже воинской службы и фактическим ее состоянием в нашей стране.
Государство не слишком балует родную армию. С одной стороны, никто сегодня не видит военной опасности извне, а с другой, есть неотложные социальные и экономические проблемы, которые не дают возможность лидерам вникнуть в проблемы армии.
В Украине сегодня, как и прежде, четыре вида ВС – Сухопутные войска, Военно-воздушные и Военно-морские силы, Войска противовоздушной обороны. Небезынтересно, что такая четырехвидовая структура армии сохранилась в Европе лишь в украинской армии. Военные расходы Украины уже в течение многих лет сокращаются. Не удивительно, что по оценкам Национального института стратегических исследований, из-за отсутствия пополнения необходимыми запасными частями и другими материальными средствами, а также по причине несвоевременного проведения регламентных работ и ремонта боевой потенциал ВС Украины снижается на 9% ежегодно. Как считают военные эксперты Украинского центра политических и экономических исследований им. А.Разумкова, сегодня он не превышает 6 % боевого потенциала, который Украина имела в 1991 г.
Однако, не только денежные проблемы не дают армии нормально развиваться. Есть ряд проблем, уже из разряда субъективных. Так, все сегодня понимают, что военная доктрина Украинского государства, принятая в 1993 г., давно безнадежно устарела.
До сих пор в Украине не принята Программа развития вооружений и военной техники, которую с 1997 г. ждут не только военные, но и национальная оборонная промышленность. А Совет Национальной Безопасности и Обороны руководствуется в своих действиях Законом от 2003 года. Периодическая выработка краткосрочных стратегий в сфере нац. безопасности абсолютно не меняет ситуацию в армии.
Заканчивая эту статью, хочется ещё сказать, что существует масса нерешенных и не решаемых, на протяжении 17 лет независимости Украины, проблем. Все эти «авгиевы конюшни» необходимо вычистить, хочется построить и оставить своим потомкам настоящую страну, а не территорию выживания. Хочется гордиться Украиной уже сегодня и при предъявлении паспорта на любой границе государства смотреть в глаза пограничника с нескрываемой гордостью.
Активист Народного Движения “Третья Республика”
Царевский Павел