Принятие Постановления № 114 от 18 февраля 2009 года Кабинетом Министров Украины «Об утверждении порядка государственной регистрации генетически модифицированных организмов источников пищевых продуктов, а также пищевых продуктов, косметических и лекарственных средств, которые содержат такие организмы или получены с их использованием» стало еще одним шагом, отдаляющим Украину от действенной системы биологической безопасности.
С сожалением должен констатировать, что отсутствие государственной политики в отношении биобезопасности и профессионального подхода к разработке законодательного базиса, привело к полной незащищенности нашего общества перед лицом бесконтрольного распространения Генетически Модифицированных Организмов. Если уж мы растеряли собственных профессионалов от законотворчества, то можно было бы обратиться к опыту соседей. Так закон Молдовы «О биологической безопасности» остается лучшим примером законодательства в этой сфере с учетом особенностей государств бывшего СССР. Или принцип «чем хуже – тем лучше» продолжает поддерживаться лоббистами ГМО?
А теперь подробнее рассмотрим, почему же Постановление № 114, призванное навести порядок в сфере обращения с ГМО, приведет к прямо противоположным последствиям.
Данный документ не только нарушает Конституцию Украины, но и не согласован с «Картахенским Протоколом по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии» и «Орхусской Конвенции о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступу к правосудию в вопросах касающихся окружающей среды», более того в ряде случаев им противоречит. Все это свидетельствует о грубом нарушении верховенства права.
Постановление противоречит статье 50 Конституции Украины, согласно которому «Каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение. Такая информация никем не может быть засекречена».
В частности предлагаемая государственная регистрация не требует от заявителя информации, без которой широкое использование ГМО никоим образом не может считаться безопасным, а именно:
– об оценке воздействия и рисков для здоровья людей и/или окружающей среды, вызванных внесением в окружающую среду генетически модифицированных организмов или комбинаций таких организмов;
– о методах и планах касающихся мониторинга ГМО;
– о мероприятиях по ликвидации чрезвычайных ситуаций связанных с возникновением возможных угроз спровоцированных ГМО.
Процедура, предлагаемая в постановлении, не предусматривает какого-либо участия общественности в принятии решения относительно регистрации ГМО и даже информирования о поступлении заявки. Наоборот, статья 7 Постановления гласит: «информация, которая содержится в документах, подаваемых для государственной регистрации продукции, является конфиденциальной и не может быть разглашена или использована в интересах третьей стороны без согласия заявителя». Любопытно, что вопреки обычной практике получения, в случае необходимости, дополнительной информации, регистратору «запрещено требовать документы, не вошедшие в перечень постановления».
Вызывает удивление и бесплатность процедуры регистрации ГМО. Видимо авторы постановления считают, что распространение и продажа ГМО являются приоритетным для Украины направлением и должно сопровождаться подобными льготами. Для примера, в Молдове сборы за рассмотрение документов и выдачу разрешений на получение, испытание, использование и реализацию генетически модифицированных организмов формируют специальный внебюджетный фонд центрального органа охраны окружающей среды.
Многочисленная информация, сопровождающая в СМИ новость о принятии постановления, сопровождается утверждением о вводимых в связи с этим «проверках на границе». Ни слова об этом в Постановлении нет. Мне остается не ясной и судьба более раннего постановления от 1 августа 2007 г. за № 985, которое, якобы было защищено в суде Всеукраинской экологической лигой. Именно согласно ему вводится порог для маркировки в 0,9 процентов содержания ГМО и запрещается использование детского питания содержащего модифицированные компоненты. Ни одного факта соблюдения этого документа мне найти не удалось.
До 1 июня 2009 года (момент вступления в силу постановления № 114) у нас есть иллюзия незаконности присутствия ГМО в Украине. Ведь согласно Закону «О государственной системе биобезопасности при создании, испытании, транспортировке и использовании генетически модифицированных организмов» (№3595 від 31.05.07) запрещается высвобождение в окружающую природную среду ГМО, до их государственной регистрации. Далее фарс, именуемый «государственной регистрацией», узаконит ГМО как на полках магазинов, так и на полях страны.
Таким образом, в отпущенный нам период мы должны требовать отмены постановления в связи с нарушением верховенства права и несоответствия принятым ранее Украиной международным соглашениям. Длительные усилия общественности оградить Украину от безосновательной технологии широкого внедрения ГМО лишь отчасти дали результат. А сейчас и имеющиеся достижения могут быть сведены на нет. Позволим ли мы этому свершиться?
Алексей Ангурец,
Эксперт ООН по биобезопасности и контролю биотехнологий,
Партия Зеленых Украины