Может создаться впечатление, что Киев специально нашпиговали химическими «минами». В районе станции метро «Лесная» земля на несколько метров в глубь пропитана ртутью. Музей в Пирогово стоит в двух шагах от радиоактивного могильника, а в Академгородке – запасы смертельно опасного металла, сообщает Газета по-киевски.
Сегодня же, побывав на всех трех предприятиях, журналисты убедились: до этих потенциально опасных объектов по-прежнему никому нет дела.
Бериллий – крайне токсичный элемент, предельно допустимая концентрация пыли или паров которого в воздухе составляет всего 0,001 мг/м3. Вдыхание бериллиевой пыли приводит к смертельно опасному легочному заболеванию бериллиозу, а определить ее присутствие в воздухе можно только с помощью специальной химической лаборатории, у которой сейчас нет денег даже на реактивы. 111 контейнеров с бериллием уже 20 лет хранятся посреди жилых кварталов Академгородка – на территории бывшего секретного завода «Запад».
Контейнеры с бериллием – приблизительно три на три метра, черные металлические ящики – сложены в несколько рядов в холодном помещении с тусклыми лампочками, лужицами воды на полу и проводами пожарной сигнализации. По словам фрезеровщика Ивана Макаренко, «контейнеры нужно отсюда убирать – не дай Бог разгерметизируется хоть один». «Бериллий легкий, ветер разнесет его частицы по городу за несколько дней. А бериллиоз может проявляться и через двадцать лет после контакта с металлом, при этом медики, скорее всего, не смогут его правильно диагностировать, приняв за тяжелую форму ОРЗ», – рассказал Макаренко.
«Для вывоза и захоронения контейнеров нужно приблизительно тринадцать миллионов гривен. Их нет, – сетует главный инженер завода Николай Тищенко. – Ряд сотрудников увольняется с конца марта. Возможно, вскоре даже нести охрану у контейнеров с бериллием будет просто некому».
Резонансная авария с попаданием радиоактивных элементов в окружающую среду произошла в далеком 1995 году, когда в реке Вита обнаружились следы «фонящего» трития. Тогда же киевляне и узнали о существовании в Пирогово могильника радиоактивных отходов, который и сегодня принимает радиоактивные отходы промышленности и медицины из шести соседних областей. «После той аварии три хранилища отходов были выведены из эксплуатации, над ними построили укрытие. Но ликвидация последствий продолжается и сейчас: за счет горадминистрации мы вынимаем и перевозим зараженные отходы, – заверяет директор комбината Владимир Андриевский. – Однако, если эта работа вдруг остановится, радиоактивные изотопы снова смогут появиться не только в Вите, но и в Днепре».
По словам Андриевского, от Министерства чрезвычайных ситуаций, которому подчиняется «Радон», предприятие получило деньги только на зарплату. На энергоносители, на налоги, на поддержку нормальной работы спецкомбината не перечислено ни копейки. «Нам обещают, что, как только под Чернобылем будет введен в эксплуатацию комплекс «Вектор», наши отходы перенесут из Киева туда. Но когда это будет – неизвестно. Тем временем, если через месяц не начнет поступать финансирование, нормальное функционирование комплекса окажется под угрозой», – говорит он.
А вот 200 тонн ртути, просочившиеся в почву и фундаменты корпусов бывшего завода «Радикал», кажется, не интересуют никого. С 1954 года там использовали ртуть для выпуска каустической соды, а несовершенство технологии предполагало наличие так называемых «плановых утечек».
Сегодня завода как такового уже не существует: он признан банкротом, а его корпуса, расположенные недалеко от метро «Лесная», заняты многочисленными офисами и небольшими предприятиями. Вплотную к заводу примыкает рынок.
«Думаю, никакой серьезной детоксикации на «Радикале» не проводилось, – сообщил свое видение ситуации глава информцентра УЭА «Зелений свiт» Сергей Федоринчик. – Ртуть въелась здесь не только в грунт, но и в стены. Конечно, есть способы справиться и с этим, но задача на серьезную очистку просто не ставилась. А еще на «Радикале» в пятидесятых производили и дуст, тонны этого мощнейшего канцерогена и сегодня разбросаны по территории».