Совсем недавно Азовское море было одним из самых богатых по уровню биологической продуктивности. Этому во многом способствовали естественные условия, в которых оно сформировалось.
Известно, что наиболее бурные процессы развития морской флоры и фауны обычно протекают в прибрежных зонах и мелководьях. Так вот, Азовское море в этом плане представляет собой сплошное мелководье. Максимальная глубина моря достигает всего 15 м, а основная площадь дна в среднем имеет глубину 6-12 м.
СПРАВКА
Максимальная протяжённость Азовского моря в длину составляет 343 км, а максимальная ширина 231 км. Площадь водного зеркала 37.605 кв. км. Азовское море является самым континентальным морем планеты, т.е. имеет наибольшую отдалённость от ближайшего океана.
По уровню засоленности воды это было одно из наименее засоленных морей мира, со средней концентрацией соли 11 г/л. До недавнего времени морская фауна моря насчитывала более 100 видов рыб. Интересным является тот факт, что в местах с наименьшей засоленностью морской воды способны обитать пресноводные виды рыб, такие как щука, карась, стерлядь.
Когда-то это был по-настоящему уникальный водоём, и очень печально сейчас говорить об этом факте в прошедшем времени. Как говорят экологи, в современном мире любая ситуация на реке, море или в океане в первую очередь определяется событиями на суше. Азовское море в этом плане самый чёткий индикатор. Тысячи лет этот водоём жил своей жизнью, не ощущая значительного влияния человеческой деятельности. Но в течение очень короткого промежутка времени ситуация в районе водосборного бассейна моря резко изменилась. Бурный рост металлургии и горнодобывающей промышленности в Донецко-Приднепровском регионе в конце ХІХ века был первым тревожным звоночком. За считанные десятилетия этот бассейн превратился в одну из самых промышленно насыщенных территорий мира. В конце концов, дело дошло до того, что у берега Азовского моря расположились металлургические гиганты, типа ММК «им. Ильича», ОАО МК «Азовсталь», и другие промышленные объекты. Никто не задумывался о том, сможет ли небольшое по объёму море «переварить» такую промышленную нагрузку. Помимо этого, реки из промышленных районов массово несли и продолжают нести в себе все «прелести» техногенной цивилизации. Последние данные по уровню загрязнения моря просто шокируют. Например, концентрация хлоридов и сульфатов в морской воде превышает предельно допустимые концентрации в десятки раз! Одна только небольшая река Кальмиус несёт в себе ежегодно около 1 млн. тонн солей, 13 тыс. тонн взвешенных частиц и почти 100 тонн нефтепродуктов. По данным Мариупольских экологов, сейчас около 58 га акватории прибрежной зоны отведено под шламонакопители МК «Азовсталь».
Большой бедой для фауны моря стало массовое строительство плотин на реках, впадающих в эту водную экосистему. Это не только сократило сброс пресной воды в море, но также стало одним из основных факторов сокращения популяций некоторых видов рыб. Ведь многие из них должны заходить на нерест далеко в реки, покидая море на достаточно длительный период времени.
Уже лет 20-30 назад санитарно-бактериологическое состояние моря не отличалось особой чистотой как из-за больших объёмов сточных канализационных вод, очистка которых оставляла желать лучшего, так и по причине плохого обустройства пляжей. Разумеется, что ситуация с тех пор никак не улучшилась. Аварийное состояние жилищно-коммунального хозяйства и отсутствие реальных вложений в его ремонт, в первую очередь системы канализации и очистки сточных бытовых вод, во всём водосборном бассейне ведёт к чрезвычайно быстрой деградации экосистемы моря. Одним словом, проблема рек вообще и проблема малых рек в частности имеет непосредственное отношение к экологической ситуации в Азовском море.
Ещё одна проблема — Мариупольский порт. Любой порт уже в силу своего наличия является крупным источником загрязнения. В Мариуполе же особая ситуация. Азовское море не отличается особой глубиной. (Кто отдыхал там, знает, что в некоторых местах можно пройти пешком не одну сотню метров по воде, прежде чем окунёшься в море с головой). Поэтому для кораблей, идущих в порт, создан специальный канал длиной в 18 км. Его приходится постоянно чистить, а ил сбрасывается на морскую свалку-полигон (до 1,5 млн. куб. м в год).
До недавнего времени рыбные запасы Азовского моря казались неисчерпаемыми. Но на сегодняшний день стала очевидной следующая картина — море погибает не только от непомерных объёмов загрязнения, но и по причине варварского и практически неконтролируемого вылова рыбы, а также в результате таких же варварских приёмов её добычи. Множество судов с помощью тралов не только вылавливают всё живое, что может в них попасть, но и разрушают хрупкую экосистему морского дна. Подобные способы добычи нарушают придонные местообитания морских организмов, а также уничтожают основу кормовой базы множества видов рыб — моллюсков-фильтраторов. Поднимаемые при ловле рыбы огромные массы илистых отложений превращаются в муть и разносятся на многие километры, уменьшая при этом прозрачность воды. Это, в свою очередь, сказывается на состоянии фитопланктона (т.е. мелких водорослей, например, диатомовых), которые являются основой пищевой цепи для множества других организмов. В настоящее время уровень популяции большинства видов рыб в Азовском море настолько низок, что не только браконьерство, а даже самый строгий и регламентированный вылов рыбы наносит экосистеме непоправимый урон. Некоторые виды практически исчезли, например, осетровые. Чтобы восстановить популяцию осетра хотя бы до минимального уровня, необходимо несколько десятилетий, ведь самка осетра становится половозрелой только в 16-17-летнем возрасте. Правда, для этого нужно, опять таки, решать проблему плотин на реках, куда этот вид идёт на нерест.
Чуть ли не каждое лето наблюдаются массовые моры бычка. При высокой летней температуре и высоком уровне загрязнения моря возникают ситуации, связанные либо с недостаточным уровнем кислорода в воде, либо с массовыми эпидемиями, которые за непродолжительный срок приводят к массовой гибели рыбы, ухудшая тем самым и без того тяжёлую экологическую и санитарную ситуацию в акватории. Разумеется, что колебания численности бычка, а также кильки приводят к значительному нарушению экологического баланса, в результате чего и без того истощённые популяции хищных видов рыб лишаются стабильной кормовой базы.
Нельзя обойти стороной и наибольшую техногенную катастрофу в пределах акватории Азовского моря, когда 11 ноября 2007 г. в Керченском проливе в результате шторма затонуло 4 судна, а 2 танкера получили серьёзные повреждения. В результате чего в воду вытекло около 2 тыс. тонн мазута и попало около 6,8 тыс. тонн серы. Только в первые дни после аварии на Азовском море погибли по самым скромным подсчётам 30 тыс. птиц. Количество погибших представителей непосре-дственно морской флоры и фауны не поддаётся исчислению. Разумеется, что всё списали на буйство стихии, а человек как бы ни при чём. Вот вам и высокая славянская духовность, о которой так любят рассказывать некоторые демагоги.
Конечно, хотелось бы закончить эту публикацию на оптимистической ноте, но, откровенно говоря, повода для оптимизма пока нет. Угроза появления на планете Земля ещё одного «мёртвого» моря чрезвычайно высока.
Отзывы на публикацию можно прислать на e-mail: ecologist # ukr.net
Алексей Бурковский
Даже читать об этом больно. А я родилась и выросла в Нижнегорском районе,рядом с Сивашом. Сама всё видела и знаю. В детстве мы ездили купаться на Сиваш и я помню как обмазывались грязью. Она была чёрной , лечебной. Потом смывали её, высыхали, а кожа оставалась белой от соли. Почти пешком переходили озеро и купались на Азовском море. А осенью ездили на бычка.Его было полно…и глосиком обьедались…Потом пустили Северокрымский канал и пошла пресная туда вода… И вот 10 лет назад я повезла в те края своего мужа. Всё изменилось! Чёрной грязи не нашли, а вода какая то не та, мутная. Неудалось мне доказать мужу, что раньше было по-другому.