Скажите, пожалуйста, что, по-вашему, стоит за вновь ожившей идеей о снижении проходного барьера в парламент?
— Давайте обратим внимание на историю этого вопроса. В начале августа 2005 года Ющенко снизил проходной барьер с четырех до трех процентов. Спустя три недели, Поживанов (фракция НУНС), представил законопроект о повышении барьера до семи процентов. После этого, с августа по октябрь, было внесено еще шесть законопроектов, в которых проходной барьер варьировался от одного до семи процентов, но дальше разговоров все это не пошло.
Тот законопроект, который подали вчера, интересен тем, что объединились представители трех самых крупных фракций. Он справедливо разделен на две части: первая – понижение проходного барьера, вторая – введение открытых партийных списков.
Если говорить о понижении барьера, то тут «палка о двух концах». С одной стороны, мы понимаем, что новым политическим силам будет легче пройти в парламент. С другой стороны будет осуществляться новый сценарий. Так, Юлия Владимировна на сегодняшний день терпит фиаско на всех фронтах — выборы в Киеве и в Тернополе это показали. Раньше она поглощала партии, которые входили в БЮТ, но на сегодняшний день эта практика оказалась ущербной для самого же БЮТ — рейтинг падает, идет нездоровая внутрипартийная борьба. Отсюда следует вывод о том, что можно пойти по другому пути – по пути создания сателлитов, то есть провести в парламент другие, небольшие партии, которые будут голосовать так, как им скажет Юлия Владимировна. Таким образом, возможно, и будут создаваться блоки, возможно, будет создан блок Сергея Тигипко, и другие блоки, которые смогут набрать не только два, но и три и четыре процента. Как видим, принцип «разделяй и властвуй» продолжает действовать.
В парламент могут войти прядка дюжины различных сил, все они будут сателлитами или «Нашей Украины», или «Партии регионов», или БЮТ. И при такой постановке вопроса уже не будет никакой «золотой карты», как это было у Мороза и у Литвина. Во-первых, легче будет торговаться по поводу ситуативных голосований, во-вторых, таких людей будет легче купить, в-третьих, такая фракция сама по себе ничего решать не будет. Нам, в принципе, это выгодно как Народному движению «Третья республика», потому что у нас на тридцать процентов увеличился шанс прохождения в парламент. Но, опять- таки, одно дело зайти туда с семнадцатью народными депутатами и быть силой, которая идет к своей цели — изменить страну и с которой считаются. И с другой стороны, зайти одной из двенадцати сил и иметь свои пять или шесть депутатов, которые изменить ничего физически не смогут. Мы, конечно, получим самоудовлетворение, но дальше мы ничего менять не сможем, и из нас может получится то же самое, что получилось из Социалистической партии Украины и «Блока Литвина». По-этому, откровенно говоря, у меня двоякое чувство по поводу понижения этого барьера.
Что же касается открытых списков, тот мы считаем это правильной практикой и поддерживаем создание системы открытых партийных списков.
— Вашей организацией ведутся переговоры с другими политическими силами или вы собираетесь самостоятельно идти на выборы?
— Идеальным вариантом было бы идти на выборы самостоятельно, это было бы правильно и честно по отношению к нашим людям. С другой стороны, мы прекрасно понимаем, что на сегодняшний день мы не представляем той силы, которая может идти самостоятельно. Мы, конечно же, можем пошуметь, но мы вряд ли наберем, не то что два, но и пол процента. Но вопрос в том, какие цели ставит перед собой Народное движение «Третья республика». Мы заявляли с самого начала не много не мало – переформатирование этой страны.
Из всех действующих политиков на сегодняшний день, одним из самых незапятнанных является Анатолий Гриценко. Если и вести переговоры с кем то, то речь будет идти именно о нем. Мы встречаемся с разными силами, и с БЮТ, и с многими другими. У нас дружеские отношения практически со всеми фракциями. Но мы остаемся честными о говорим о том, что наша цель — отправить всех сегодняшних деятелей на заслуженный отдых, чтоб они писали мемуары, мы готовы эти мемуары распространять бесплатно, лишь бы они ушли из политики и занимались своим садом или сидели дома. По тому, что пришло время для того, чтобы молодые люди из разных политических партий и организаций пришли в парламент, пришли в органы местного самоуправления. По-этому, конкретных переговоров о сотрудничестве не ведется. Диалог ведется со всеми фракциями, но единственным политиком с которым наиболее вероятно наше сотрудничество это Анатолий Гриценко. Тот же Сергей Тигипко – это креатура Юлии Тимошенко. И многие другие, которые могут всплыть – тот же Арсений Яценюк – это креатура Банковой и так далее. Все они как бы новые люди, как бы толковые, но всегда возникает вопрос, кто за ними стоит. Продаваться же мы не хотим и не будем.
— Вы декларируете то, что основой вашей организации является молодежь. Насколько демократичной является ваша структура, может ли участник вашего движения быть членом других организаций и политических партий или вы предлагаете все начинать с чистого листа, отказавшись от своего политического прошлого? В чем новизна Народного движения «Третья республика»?
— Наша новизна в том, что мы подняли тот пласт населения Украины, которые были около политики, которые были вхожи в какие-то политические структуры, имели определенный опыт и были вовлечены в общественную деятельность и понимают что это такое не на словах, а на деле. Например, каждое новое правительство, каждая новая Верховная Рада заявляет о том, что следующий бюджет будет социально ориентированным, но еще никогда в истории этого не было. Люди, которые сейчас стоят у власти, просто не понимают что такое социально ориентированный бюджет. Наши же молодые люди в среднем возрасте до тридцати пяти лет понимают, что такое социальная ориентированность. Это люди, достигшие многого в бизнесе. Это представители малого и среднего бизнеса, интеллигенция, люди науки – достаточно много кандидатов наук, докторов наук. Мы, как организация, не просим соратников отказываться от своих политических партий или организаций. Мы твердо уверены, что время рассудит кто прав. Хотите быть и там и там – будьте, но вам нужно ориентироваться на наши цели и если вы справляетесь и там и там — пожалуйста. Но я уверен, что через достаточно короткий срок люди определятся, увидят нашу незаангажированность и целеустремленность и будут с нами. Мы открыты к сотрудничеству с любыми общественными организациями. Сейчас мы создаем с людьми из Одессы «Национальный комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией». Уже есть представительства этой организации в 21 области Украины. Нами намечены серьезные мероприятия по всей Украине. Это намеченные на конец июня ряд встреч и митингов, которые пройдут в Киеве и регионах. Может кто-то скажет, что мы идем обычным путем, как идут, те же Яценюк и Гриценко. Мы необычны тем, что наше движение возникло снизу, люди сами звонили к нам и предлагали свои услуги, записывались в наши ряды.
На сайте «Третей республики» и на других сайтах мы скоро объявим о наборе в наши ряды инициативных молодых людей. Их главным критерием должна стать высокая моральность и знание как изменить ситуацию в своем поселке, области и в Украине в целом, и, безусловно, готовность под нашими знаменами, вместе снами, идти на местные выборы и в Верховную Раду.
Беседовал Вадим Болотник, 15 апреля 2009 г.