Для депутатов Верховной Рады шестого созыва состоялся праздник. Можно было бы заметить, что жизнь депутата – это вообще сплошной праздник, но в данном случае это действительно знаковый для них день – день, когда они подписали присягу народного депутата и вступили в свои должности.
Итак, 23 ноября исполнилось ровно год с тех пор, как вступил в полномочия нынешний состав парламента. Учитывая, что теперь мы выбираем его ежегодно или изо всех сил пытаемся это делать, самое время подвести какие-то итоги.
Поскольку депутатов много и на всех внимания не хватает, давайте обратим внимание на представителей нашего города. Ведь логично было бы, чтобы каждый город или регион нес ответственность за тех, кого он в парламент делегировал. Мажоритарной системы, которая давала прямую связь округ-депутат, давно нет, но мы воспользуемся некой ее симуляцией и посмотрим на работу тех, кто проживает в нашем городе и числится депутатом Верховной Рады. Это оправдано еще и тем, что мы постоянно слышим стенания о том, сколь малым является наше представительство в парламенте, и как бы нам похорошело, если бы его расширить. Вот и посмотрим, как работают наши лоббисты в парламенте сейчас, хотя говорить о создании четкого и влиятельного днепропетровского лобби в парламенте как пятого, так и шестого созывов, не приходится.
Давно замечено, что людей с местом рождения или регистрации в паспорте «Днепропетровск», или таких, кто когда-то жил в нашем городе либо вообще как-то с ним ассоциируется, сравнительно много. Хрестоматийные примеры – Тимошенко, Турчинов, Деркач, Яцуба, Кириленко. Что касается Тимошенко и Турчинова, то и в городе, и в целом по стране этих политиков уже давно не воспринимают как лоббистов интересов «малой родины». Да таковыми они в принципе давно уже и не являются. Из всей собственности в Днепропетровской области Юлии Владимировне принадлежит разве что квартира в нашем городе, в которой она, кстати говоря, до сих пор прописана. То же можно сказать и о многих других – Турчинов, Кириленко, Шаго.
В прошлом году наше представительство в парламенте несколько изменилось по сравнению с итогами выборов 2006 года. Численность практически не поменялась, зато несколько изменился персональный состав. Подавляющее большинство представителей области – депутаты от Партии регионов и БЮТ.
От Партии регионов прошли 8 депутатов от нашей области – криворожане: Вилкул Александр, Шпенив Дмитрий, Колесников Дмитрий, Глазунов Сергей; павлоградец Корж Павел; новомосковец Солошенко Николай, днепропетровцы: Царёв Олег, Самойленко Юрий. Впрочем, некоторые из них были «нашими представителями» достаточно относительно, как недавно переехавшие из Донецка.
От Блока Юлии Тимошенко – 8. Днепропетровцы: Олийнык Святослав, Витвицкий Дмитрий, Арутюнов Гарегин, Соколов Михаил, Трегубов Юрий, Болюра Антонина; криворожанин Трайдук Николай, днепродзержинец Коротюк Вадим.
По одному депутату от Днепропетровской области в Верховную Раду попало от Блока Литвина и КПУ – Деркач Николай, Храпов Сергей.
Правда, реально из всех указанных живут в области или посещают ее лишь человек восемь, остальные уже получили киевскую прописку.
Что касается непосредственно представителей Днепропетровска, то можно считать, что к ним относятся Царёв, Самойленко, Олийнык, Витвицкий, Арутюнов, Соколов, Трегубов и Болюра. При этом последние пятеро год назад впервые стали депутатами Верховной Рады. Казалось бы, новичкам и карты в руки, проявляйте свою активность, показывайте – зачем вы шли в парламент.
Каковы результаты? Главные показатели работы народного депутата, как мне кажется, это предложенные законопроекты, направленные депутатские запросы, выступления в сессионном зале перед другими депутатами, внесение поправок в законопроекты. Если по этим показателям оценивать работу «наших» депутатов, то результаты
удручающие. Ни одного депутатского запроса у Арутюнова, Соколова, Болюры и некоторых других, ни одной поправки к законам у этих же господ, ни одного выступления с трибуны парламента. Может, наши депутаты, впервые попав в парламент, просто стесняются? Ведь тот же Царев все-таки выступил с трибуны, правда, аж один раз, и аж один раз внес поправки в законопроект.
К чести Арутюнова и Соколова следует сказать, что они все-таки стали субъектами законодательной инициативы в отличие от, например, Болюры. Соколов внес в парламент законопроект «Про внесення змін до Закону України «Про господарські товариства» (щодо зменшення кворуму для проведення повторних загальних зборів господарського товариства)», а Арутюнов – «Про Загальнодержавну програму використання та охорони земель». Ну прям все как в нашем городе – земля и захваты!
Одно рациональное объяснение такому поведению депутатов есть: императивный мандат. В наших условиях жесткой партийной дисциплины, когда все определяют лидеры неизменно «демократическим путем», отдельный депутат – это просто «кнопкодав», который может колебаться только вместе с генеральной линией партии. Собственной позиции в парламенте у него не должно быть по определению, иначе можно и мандата лишиться. Так к чему тогда какие-то выступления?
Хотя, например, Олийныку даже партийная дисциплина не помешала стать автором 22-х законопроектов, четырех поправок к законам во втором чтении, двух депутатских запросов, поэтому вышеприведенное объяснение не является всеобъемлющим.
Самой поразительной является хронология выступления «наших» депутатов. С трибуны они выступают, повторюсь, очень неохотно. Зато могут так добавить с места! У Арутюнова и Соколова на двоих аж девять выступлений с места. Причем самое длительное – протяженностью пять… секунд, а остальные – по три-четыре секунды. Информация с официального сайта Верховной Рады. Спартанцы бы обзавидовались, просто невиданная лаконичность. С другой стороны, боюсь даже подумать, что можно успеть сказать за три секунды, но наверняка что-то очень важное.
И такая картина характерна для депутатов всех фракций, которые давно поделили между собой роли – спикеры, руководители, законодатели, «кнопкодавы» и т.д. По нашим депутатам видим, что чистый выхлоп может быть в виде одного, пока не принятого, законопроекта и пятнадцати секунд выступления на брата-депутата.
По подсчетам руководителя Службы обеспечения связей Секретариата Президента с Верховной Радой и Кабинетом министров Яна Берназюка, на содержание одного депутата в год тратится 1,5 млн. гривен. Почем одно депутатское слово? Слово – золото.
При таких нехитрых подсчетах возникает один вопрос: а зачем все-таки нам такая орава депутатов? Большинство из них все равно не работают. Когда выборы были мажоритарными, это было как-то оправдано тем, что нужно сделать представителей как можно более близкими к людям. Каждому району – свой представитель в парламенте. Но сейчас-то – пропорциональная система. Кто сказал, что 450 нужно? Вполне хватит сотни. Все равно работает один Олийнык.
350 депутатов – это 525 миллионов в год, и 2 миллиарда 625 миллионов гривен – за пять лет! Сколько слов с места они скажут на эти деньги?!
Выхода может быть два: либо депутаты должны начать работать, либо их число нужно сокращать.