Какое место в новой реальности может в перспективе занять Украина

0
1411

Давайте зададим себе вопрос, , если тонна стального сляба на внешних рынках стоит дешевле среднего айфона? В каких отношениях с миром новой реальности будет иметь сообщество, в котором перспективный бизнес сегодня – это присосаться к трубе проложенной полвека назад?

Мы никак не вырвемся с формата российского цивилизационной матрицы, в которой одна революция сменяет другую, аристократию крови сменяет аристократия мандата, но неизменным остается одно – сословность во все временна и эпохи, право владения вместо права собственности, право доступа к ресурсу в зависимости от статуса, и, по сути, рента как сословная привилегия. Без статуса в нашей чудесной стране невозможна никакая хозяйственная деятельность. Успешные бизнесмены это те, которые прилепились к государственной вертикали. Кому-то завод, кому-то труба, кому-то магазин, кому-то территория под рынок. Фрактал экономической основы, на которой держится политическая система, имеет формат поместья – единица хозяйствования, жалованная члену служилого сословия в виде придатка к статусу. По факту украинцы живут в сословном поместном государстве с формальными демократическими институциями, выполняющими роль декора, и точно также, как россияне, украинцы пользуют сырьевой сектор экономики, доставшийся в наследство от распавшегося СССР. Научно-технический прогресс не стоит на месте, наши соседи по глобальному общежитию производят все более новый и соответственно более дорогой продукт, а мы до сих пор, как в девятнадцатом веке торгуем металлом, лесом и сельхозпродукцией. Хотя даже в девятнадцатом веке уже понимали, что так нельзя, поскольку если страна покупает продукт с возрастающей отдачей, а продает продукт с убывающей отдачей, то общество заползает в омут мальтузианской логики, в которой чтобы поддерживался минимальный прожиточный уровень, кто-то должен либо умереть, либо не родиться, либо уехать.

Уж никак нельзя сказать, что мы не поддерживали отечественное автомобилестроение. Как же мы его поддерживали! А оно взяло и, в конце концов, сдулось. Что ж такое? Протекционизм же вот он – покровительственные пошлины, таможенные барьеры. Работай. Завоевывай мировой рынок. Тихо-тихо, это Запорожский автомобильный завод. Что-то он сейчас выдаст! А оно улеглось, как спящая красавица и не живет и не издыхает. Ага? На самом деле нашим корпоративным монстрам, если конечно они не существуют в пределах от карьера до вагранки, протекционизм, что мертвому припарка. Добро пожаловать в двадцать первый век, господа! Конкуренция давно передвинулась в сферу потребительских смыслов, где доминируют развитые страны. Именно поэтому прагматичные скоты, которые, руководствуясь «сакральным» пониманием «справедливости», нарезали себе любимым лучшие куски общественного пирога и наковыряли общественного изюма, ничего не смогли сделать с предприятиями, выпускающими продукцию чуть-чуть сложнее сляба.
..
Кроме всего прочего сословный доступ чреват тем, что как реакция на сакральную практику распила, на арену выскакивают технари-прагматики, которые начинают убеждать изумленную публику, что государство в принципе не в состоянии справится со своими активами и лучший вариант их вообще тотально распродать. Такой подход о-о-чень нравится некоторым нашим западным партнерам из подкласса пластиножаберных, которые, лениво покачивая плавниками, ожидают, когда клиент созреет. Правящие элиты Украины бегут к ним с протянутой рукой, те на голубом глазу выставляют условие подтянуть коммуналку к мировым ценам. Тарифы закладываются в себестоимость и гонят потребительские цены до небес.

Добавить комментарий