Интересные факты из истории Константинопольских патриархов

0
2351

Был я недавно в Харькове, где не мог не воспользоваться случаем и посетить святые мощи патриарха Константинопольского Афанасия, покоятся в Благовещенском кафедральном соборе в г. Харькове. Необычное погребение (по греческому обряду) святителя Афанасия в сидячем положении стало причиной именования его Афанасием Сидящим.

По дороге обратно, мы почитали историю этого святого, которая удивительным образом пересекается с событиями, происходящими сегодня в Украине.

Патриа́рх Афана́сий III (в миру Алекси́й Пателла́рий, греч. Αλέξιος Πατελλάριος; в России известен как святитель Афанасий Царегра́дский (сидящий), Лу́бенский чудотво́рец либо Афанасий Ха́рьковский; Родился в 1597, Ретимнон, Крит.

Почил 5 апреля 1654, Мгарский монастырь (Полтавская область, Лубенский полк) — Константинопольский патриарх (1634, 1635 и 1652); ранее — митрополит Фессалоникийский; участник книжной справы, предпринятой патриархом Московским Никоном в 1653 году.
Книжная справа — церковный раскол в 1650-х — 1660-х годах в Русской православной церкви, связанный с реформой патриарха Никона, которая заключалась в богослужебно-обрядовых нововведениях, направленных на внесение изменений в богослужебные книги и обряды в целях их унификации с современными греческими.

Уже тогда Константинопольский патриархат не только признавал, но и активно сотрудничал с Московским патриархатом, как бы сейчас не пытались перекручивать историю.

В начале 1634 года в Фанаре вновь (в третий раз) сформировалась принципиальная оппозиция Патриарху Кириллу Лукарису в связи с публикацией в марте 1629 года его Исповедания веры, которое в ряде положений выражало кальвинистские богословские воззрения. Для смещения Лукариса, которого поддерживали посольства протестантских держав в Константинополе (прежде всего Голландии), недовольным митрополитам необходимо было выдвинуть кандидата, приемлемого для католических держав; таким претендентом стал Афанасий, который заплатил султану наличными 60 тысяч талеров[1], в основном предоставленных французским посольством, для снятия Лукариса и своего назначения. В феврале 1634 года Афанасий был избран на Патриарший престол и настолован 25 марта.

Уже чрез несколько дней уступил престол возвратившемуся из ссылки Кириллу Лукарису, ввиду того, что голландское посольство сумело выплатить Порте сумму в 70 тысяч талеров за восстановление (четвёртое) на престоле Лукариса.

  • Заплатил 60 тысяч – стал патриархом. Голландия заплатила 70, и вернула старого патриарха. Торговля за константинопольское патриаршество шла между католиками и простестантами, и вопрос решался таким незамысловатым образом. Патриархом можно было стать на несколько дней.

Порошенко, наверное, тоже почитал Википедию. Сколько он там отвез в Стамбул?

Летом 1652 года в третий раз занял престол на несколько дней.
8 октября 1652 года навсегда покинул Константинополь, посетил господаря Василия Лупу, Богдана Хмельницкого в Чигирине; 22 апреля 1653 года был принят в Москве царём Алексеем Михайловичем.
В Москве, по просьбе Патриарха Никона, написал «Чин архиерейского совершения литургии на Востоке», который лёг в основу московского исправленного печатного «Чиновника архиерейского служения», используемого в РПЦ и ныне[2]. Подал царю «тетрадь», в которой излагал главную цель своего приезда в Москву: побудить царя, в союзе с Молдавией и Запорожским войском, начать войну с турками, по разгроме которых царь должен был занять престол ромейских императоров, а Московский Патриарх — вселенскую кафедру[3].

  • Тут, как говорится, без комментариев.

С 1638 г. он вновь стал управлять Солунской кафедрой. В то время в храмах Солунской митрополии, терпевшей притеснения со стороны турок, не хватало богослужебных книг, церковной утвари и облачений. Святитель неоднократно обращался за помощью к русскому царю, а затем и сам совершил несколько путешествий в Россию, где посещал святые места и совершал богослужения в монастырях и храмах.

В конце декабря 1653 года выехал из Москвы в Молдавию, дабы прибыть в Николаевский монастырь в Галаце. По дороге гостил у Богдана Хмельницкого.
В феврале 1654 года остался в Мгарском монастыре близ Лубен, где в среду на Фоминой седмице, 5 апреля, преставился.
Был погребён сидящим на троне под амвоном Преображенского храма монастыря игуменом обители.

  • Церковь и тогда была сильно подвержена политическому давлению. И сегодня, как видим, “Константинополь” остался верен своим традициям – торгам за расширение своего влияния в мире. Только “вектор” поменялся, и об этом сегодня не хотят вспоминать…

Однако, всё это не приуменьшает заслуг Патриарха Афанасия перед Богом, который за свои труды и духовные дарования был удостоен лика святых.

Святителю отче Афанасие, моли Бога о нас!

Добавить комментарий