Народный блоггер

Как налоговый инспектор увековечил свое имя в истории

Когда в Иерихон пришел Иисус, этому городу уже было 8000 лет. Это один из древнейших непрерывно населённых городов мира, многократно упоминающийся в Библии, где именуется также как «город пальм». С тех пор прошло еще 2000 лет. За 5 с половиной тысяч лет в нем проживало личностей, местных «олигархов», воинов, царей, депутатов и просто богатых горожан. Но за все это время, из всех этих людей, единственный, чье имя сохранила история — это Закхей.

Закхей был известной личностью, но в плохом смысле этого слова. Это был маленький, щуплый и, как мне представляется, лысоватый человечек. О низком росте его говорит тот факт, что ему пришлось залезть на дерево, чтобы увидеть в проходящей мимо толпе Иисуса.

Закхей был мытарем. По современному — это налоговый инспектор. Его боялись, ненавидели и презирали все, как боятся, презирают и сегодня представителей этой профессии. Мытари никогда не были в почете. Не только потому, что они собирали налоги. А потому, что они собирали с излишком, принимая взятки, подарки и беря сверх положенного, злоупотребляли своим положением для личного обогащения.

Закхей же был не простым сборщиком податей. Он был начальником мытарей, т.е. главой налоговой инспекции. Это значит, что он не просто грабил народ. Он грабил тех, кто грабит народ, поощряя их к еще большему беспределу. А значит был злом в многократной степени.

Так же мы знаем, что налоги собирались не в пользу Иудейского государства, а в пользу поработителей — в пользу Рима. И потому те, кто собирал эти налоги, были весьма презираемы и ненавидимы среди простого народа.

Но по какой-то причине Закхею так захотелось увидеть Учителя, что он, забыв про свой статус, залез на смаковницу (инжир) и каково же было удивление, когда из всех людей Христос обратился именно к нему: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (ст. 5)

иерихон1

Непонимание того, как Учитель и Пророк (те, кто был в иудейской культуре практически святыми) мог общаться с грешником, сродни тому, какие «претензии» выдвигают нашей церкви сегодня. Как Он вошел в дом к грешнику?? Как Он разговаривал с самарянкой? Как он исцелил язычника? Как вы ходите в такую церковь, где патриарх в России (торговал сигаретами, агент КГБ)? Как вы ходите в церковь, где такие плохие священники? Как вы хотите в храм, где полно злых бабушек, которые шипят и ругаются на прихожан? Зачем вам вообще храм, если Бог в душе? И уже тем более — такая??

«Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию, говорит Господь.» (Мф 9-13) Антоний Великий двадцать лет молился чтобы его не одолевали греховные помыслы, а тут пришел человек в церковь, отстоял на службе и вышел праведным? А как молился Святой Макарий Великий: «Боже, очисти меня, грешного, так как я никогда не делал доброго пред Тобою».

Так какой же пример показал нам Зекхей, увековечив тем самым свое имя в истории? Он показал, насколько быстро человек может превратиться из грешника в практически святого. И единственный путь к этому — покаяние.

Он был настолько поражен близостью ко Христу, а возможно, и общением с ним (из истории мы знаем, что его главные слова прозвучали именно во время трапезы), что он искренне раскаялся и мгновенно перевернул свою жизнь. Встав из-за стола, за которым возлежали по-восточному обычаю гости, он обращается во всеуслышание ко Христу: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (ст. 8).

Насколько сложно богатому человеку отречься от своего богатства во имя Бога, мы знаем из других многочисленных примеров Евангелия (проще верблюду пройти через игольное ушко). А после таких слов, я думаю, он потерял всё свое состояние — ведь наверняка к нему выстроилась очередь из тех, кого он обидел за свою жизнь, чтобы получить обещанное. И тем не менее — это свершившийся факт, который Христос подтверждает Своими словами: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (ст. 9, 10).

иерихон2

В чем же уникальность именно этого случая раскаяния? Да, мы работаем над собой, избавляясь постепенно от своих страстей и духовных немощей. Но насколько же этот процесс часто растянут во времени! «Сначала я постепенно справлюсь с этим. А потом вот с этим. А потом уже примусь за вот эту проблему…» Покаяние Закхея было не только искренним. Оно было МГНОВЕННЫМ. Он принял решение поменять свою жизнь не когда-то. А прямо ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. И главное — оно было действенным, т.е. подтвержденное делами.

Иоанн Креститель, обращаться к фарисеям и саддукеям, которые сделали вид что пришли к нему креститься, и распознав их не только по их особым одеждам, и поняв их помыслы, сказал им “сотворите же достойный плод покаяния” (Матф.3:8). Эти слова нужно понимать следующим образом. Иоанн Креститель призывает обличаемых не показным благочестием и словами, а искренним покаянием и делами добрыми доказать свою любовь к Богу и людям. В данном случае произвести покаяние нужно для того, чтобы искупить ранее сделанные грехи и раскаяться в прежней греховной жизни. А уже затем сотворить плод, достойный искреннего покаяния. То есть совершать добрые поступки.

Можно годами ходить в церковь, не приобретя для себя никакой пользы. А можно мгновенно восстановить свою связь с Богом, через простой и в то же время очень сложный поступок, пример которого показал нам Закхей.

История Закхея, которая читается в сегодняшнем Евангелии — один из ярчайший примеров взаимоотношений с Богом, которых не знала история религий. Которые немыслимы и которые в принципе невозможно придумать человеческим разумом.

Как же, читая такие примеры можно продолжать утверждать, что Библия — это сказка, которая придумана «для охмурения бабушек»?

Ссылки по теме:

Related Articles