Что такое вертикаль власти?

0
541

Так называемая «вертикаль власти» представляет собой самую примитивную форму иерархической
организации сообщества, которая образуется всегда в результате самосборки, без каких бы то ни было усилий со стороны самого сообщества. Вертикально утроены системы соподчинения и у наших дальних родственников – обезьян. Вертикальные системы управления образуются и у нас. Вообще, если оставить дело на самотек, ничего кроме вертикально устроенной пирамидальной иерархической системы власти образоваться не может. Такая структура создается из-за действия инстинктивных программ. Так происходит в подростковых мальчишеских группах, то же самое наблюдается в тюрьмах, в армии и т.д.

1 Властная вертикаль и подвластная электораль
/Этологические и молекулярно-генетические основы вертикали власти /
Что такое вертикаль власти? Так называемая «вертикаль власти» представляет собой самую примитивную форму иерархической организации сообщества, которая образуется всегда в результате самосборки, без каких бы то ни было усилий со стороны самого сообщества. Вертикально утроены системы соподчинения и у наших дальних родственников – обезьян. Вертикальные системы управления образуются и у нас. Вообще, если оставить дело на самотек, ничего кроме вертикально устроенной пирамидальной иерархической системы власти образоваться не может. Такая структура создается из-за действия инстинктивных программ. Так происходит в подростковых мальчишеских группах, то же самое наблюдается в тюрьмах, в армии и т.д.

После революции 1917 года и полной анархии гражданской войны известный всем т. Сталин со товарищи сорганизовал известную вертикаль, продержавшуюся аж до конца 80-х годов прошлого века. После переворота 1991 г., распада Советского Союза и полной ельцинской анархии вертикаль, кажется, снова пытается выстроиться. По крайней мере, об этом нам часто говорят с экранов телевизоров и со страниц прессы. Зачем же нужна эта самая вертикаль, как она образуется и каковы перспективы такой модели устройства общественной жизни в современных условиях? Попробуем ответить на эти вопросы с точки зрения биологии. Привлечем для этой цели этологию – науку о поведении животных, которая объяснят нам механизмы работы наших инстинктивных программ поведения, и молекулярную биологию, которая попробует объяснить генетические основы формирования тех или иных психотипов у людей и формируемых ими сообществ.

Организация сообществ у обезьян

Организация «общественной жизни» обезьян во многом определяется условиями их существования. Так, гориллы, живущие под покровом леса и практически не имеющие внешних врагов, сформировали простую систему соподчинения: на верху находится самый старший самец-иерарх, остальные немногочисленные самцы находятся в подчинении у иерарха. Союзов эти самцы не образуют, а в одиночку они не могут противостоять главарю, поэтому управление группой упрощено до предела.

Собакоголовые обезьяны (бабуины, гамадрилы, павианы), далекие от нас по происхождению, но близкие нашим предкам по образу жизни, населяют открытые пространства саванн. Эти животные подвергаются постоянной опасности со стороны хищников и поэтому выработали более сложную общественную организацию. По сути, их изобретение можно назвать вертикалью (или пирамидой) власти в нашем понимании этого термина. Так, в стаде павианов борьба за ранг в иерархической системе является смыслом жизни. Борьба ведется сурово и агрессивно. Проигравшие опускаются вниз пирамиды и вынуждены жить в состоянии постоянного стресса, отдавая доминантам свое пропитание. Ни о каком обладании самками в этих низах общества и речи быть не может. Вершину пирамиды власти занимает не один патриарх, а несколько старых и вполне уважаемых самцов. То что у нас зовется геронтократией (вспомним конец брежневской эпохи). Как пишет В. Дольник, обычно «геронтократия возникает, когда официальный лидер не очень уверен в себе и боится более молодых. Подтягивая к себе таких же стариков и делясь с ними властью, он формирует старческую верхушку, для которой страх потерять власть перевешивает стремление к единоличной власти» (сказано, между прочим, о павианах). Но и достигнув вершины власти, павиан не становится счастливым, полагая, что в стаде нет должного порядка, и пытаясь поддерживать таковой, постоянно терроризируя низкоранговых членов стада. Кроме того, павианы смогли додуматься до того, что
можно «договориться» между собой образовать заговорщицкую группу в целях свержения какого-нибудь опостылевшего иерарха. Так что, действительно, жизнь наверху павианьей пирамиды спокойствия, по крайней мере, не сулит.

А вот макаки – обезьяны помельче и послабее павианов. У них пирамида власти еще более похожа на
человеческую. Доминант на верху пирамиды у макак всегда один. Никакие союзы он ни с кем не заключает, потому что знает всего две истины: во-первых, союзники все равно предадут, и во-вторых: если начать наказывать подчиненного, то помогать кинется все стадо. Этологи объясняют этот поведенческий инстинкт как переадресацию агрессии, накопившейся из-за страха перед доминантом. Эта агрессия передается сверху вниз пирамиды власти, пока не докатывается до дна. «Подонкам» переадресовывать эту агрессию некуда, и копится она в низах, ожидая подходящего момента для выброса. Интересно, что этому гнусному инстинкту подвержены все макаки без исключения, но особенно резко и рьяно он проявляется именно у «подонков». Именно они наиболее жестоки и агрессивны, когда дело доходит до расправы.

Способы поддержания власти в вертикальном положении

Большевики вряд ли знали основы этологии, зато они умело пользовались самыми низкими инстинктами «распронаибеднейшего» крестьянства и потомков булгаковского Шарикова, доставшимися им от далеких предков. Система управления обществом, заимствованная от макак, успешно действует в современном мире, наиболее ярко проявляясь в примитивных криминальных сообществах (пахан в окружении шестерок), а также на государственном уровне при любом типе тиранического устройства власти. Пробуждение низменных инстинктов толпы является самым простым механизмом единоличного управления власти, опирающейся на «народ». «Все взять и поделить» — один из самых эффективных лозунгов для пробуждения инстинктивной накопленной агрессии низов, всегда считающих себя обиженными, обделенными и угнетенными. Сегодня власть находит широкую поддержку среди населения, провозглашая «борьбу с олигархами» одной из главных задач по «наведению справедливости и порядка». Судя по опросам, население такую тактику, в основном, поддерживает (см. абзац о макаках), а власть, опираясь на поддержку
«народных масс», с успехом перераспределяет ресурсы, отнюдь не в народных интересах.

Если все ресурсы уже подмяты, и делить больше нечего, используется другой способ поддержания
вертикали власти: культивирование образа врага, перед угрозами которого «народ» должен сплотиться с властью в целях его («народа») защиты. На самом деле в защите нуждается сама власть и, зачастую, в защите от собственного народа (здесь уже без кавычек). Для запуска инстинктивной программы лучше всего иметь врага внешнего.

Вернемся, однако, к способам поддержания вертикали власти. Понятно, что любая вертикаль должна опираться на некую горизонталь и висеть в воздухе просто так не может. В нашем случае такой горизонталью является «электораль», т.е. голосующая масса выборщиков. Как заставить эту разнородную массу поддерживать властную вертикаль, если последняя ничего не делает для улучшения жизни первой?
Не будем, пожалуй, рассматривать вариант фальсификации выборов, поскольку это прямой обман человеческого разума. Заметим, однако, что программы обмана широко представлены и в мире животных: и вороны и обезьяны часто дурят партнеров при обмене предметами. Честный взаимовыгодный обмен считается этологами поздним достижением человеческого разума, до сих пор не сформировавшимся в качестве инстинктивной программы. В общем, чтобы жить честно в мире животных, необходимо принадлежать к роду Homo sapiens и при этом обладать известными моральными качествами.

Многих мыслящих особей волнует вопрос недавней истории – каким образом тиранам (к примеру, Гитлеру и Сталину) удавалось сохранять власть, пользуясь при этом еще и «народной любовью» (см. выше и снова о макаках). Этологи, кажется, отвечают и на этот вопрос. У подчиненных животных существуют четыре программы реакции на доминанта (тирана):
№1 — безысходная ненависть;
№2 — чистый страх;
(эти два варианта очень невыгодны для особи, т.к. заставляют ее постоянно находится в состоянии стресса)
№3 — восприятие любого поведения доминанта как должного с немедленной выдачей отмеренной дозы умиротворяющего поведения; и, наконец, самая интересная и сложная программа
№4 — неосознанный страх заставляет особь задействовать все существующие формы подчинения и удовлетворения по отношению к доминанту.
В быту между собой мы называем эту последнюю программу «любовью к тиранам». Тирания культивирует ощущение страха, при котором подчиненному человеку жить энергетически невыгодно. Поэтому программы №1 и №2 автоматически переключаются в программу №4. Жить сразу становится легче и вольготнее. В данном случае речь идет не о симуляции подчинения, а об инстинктивной животной программе, позволяющей оптимизировать внутреннее состояние особи, находящейся под перманентным давлением и стрессом. Вот так и получаются толпы восторженной голосующей «электорали» бабуинов и макак с лозунгами «Ура, ура, в жопе дыра!» (цитата из Ф. Раневской). Так что — никаких особенных изобретений политтехнологов и пропаганды в тиранопочитании не наблюдается – сплошной животный
инстинкт.

Конечно, трудно (и не хотелось бы) представить себе современное общество, в который раз доведенное до скотского состояния бездумного лизания соответствующих органов кого бы то ни было, но, как видно, биология серьезно предупреждает, что подобная опасность вполне реально существует. Например, назначение губернаторов вместо народных выборов – первый шаг на пути к развитию событий по первобытно-инстинктивному сценарию. Назначенный не несет ответственности перед людьми, он им ничем не обязан, и защищать их интересы не нанимался. Его назначил пахан-доминант, за что последнему – вечная благодарность и преданность. Впрочем, преданность-то как раз и не вечная (см. выше): когда пахан рано или поздно ослабеет, назначенцы его не поддержат (им самим спасаться надо), а «подонки» — те вообще
разорвут в клочья. Такая вот незавидная перспектива.

Читать полностью Vertikal2005

Добавить комментарий