Как Украина распорядилась флотом

0
260

Воистину, доставшееся нахаляву никто не ценит. Краткая заметка о том, как распорядилась Украина доставшимся в наследство от СССР флотом и военными базами. Источник российский, но в целом подтверждает мое мнение: о балаклавской бухте, превратившейся в пристанище отелей для сынка Януковича я писал раньше.

Вот что по этому поводу думают россияне:

После распада и при разделе флота Украина «захапала» себе сначала Одесскую базу, где, к слову сказать, ничего ценного не было – только дивизионы консервации и спасательные дивизионы. Причем эти сооружения и корабли «щирые украинцы» отобрали еще до официального раздела ЧФ в 1997 году. Это случилось в 1994 году «явочным порядком», а по сути – рейдерским силовым захватом. В операции использовались бравые десантники 1-й Болградской аэромобильной дивизии ВДВ Украины, силой взявшие базу, уложившие немногочисленный персонал носом в землю, да еще и личные вещи потом присвоившие. В связи с чем смешно выглядят причитания украинских «сухопутных адмиралов» из Киева на тему «силового захвата законного имущества ВСУ». Одесский захват осуществляли те самые десантные подразделения, которые сейчас побираются на украино-российской границе, выпрашивая у населения все, от свечей для двигателей до салфеток.

Украинские флотоводцы распорядились одесскими «консервами» с присущим им толком – продали за копейки на металлолом. Точно так же уходили десятками «на иголки» и корабли, доставшиеся ВМСУ уже на официальном основании. Правда, стоит заметить, что и российские адмиралы в те годы массово списывали вполне пригодные еще корабли.

Вообще, украинская позиция на переговорах по флоту сводилась к простой формуле «что не съем – то понадкусываю». Украинцы отчаянно торговались за каждый корпус, за каждую базу или здание. Особенно яростно торговались именно за бухты. Российская сторона очень хотела сохранить за собой базу на озере Донузлав.

Отличные базы, не использовавшиеся по делу

Озеро Донузлав врезается вглубь полуострова на 30 км. Наибольшая его глубина – 27 м, в устье ширина доходит до 8,5 км, а в верховье оно мелеет и сужается до нескольких сот метров. От моря Донузлав отделен 9 км песчаной насыпи шириной несколько сотен метров. Высокие и обрывистые берега Донузлава настолько извилисты, что как бы сами образуют небольшие заливы. В некоторых местах высота берега над уровнем воды составляет 25 м. Ближе к устью берега пологие, постепенно переходящие в песчаные пляжи. Озеро соленое, а после того как в рамках постройки военно-морской базы в начале 60-х в насыпи проделали 200-метровый канал, это уже не озеро, а искусственно созданный морской залив. С точки зрения организации порта Донузлав является одной из лучших баз на Черном море, в чем-то даже лучше и Севастополя, и Балаклавы.

До 1994 года здесь располагалась Крымская ВМБ Черноморского флота, позже – Южная ВМБ ВМСУ. При Союзе на Донузлаве стояли противолодочные самолеты, летающие лодки Бе-12. Стояли там десантные корабли на воздушной подушке, катера, корабли минно-тральных сил, спасатели. Также там базировалась бригада ОВР – охраны водного района. И корабли-разведчики 112-й бригады ОСНАЗ – около 10 кораблей. Корабли, доставшиеся России, пришлось вывести в Севастополь, а украинские весьма быстро начали покидать боевой состав, догнивая на Донузлаве. В итоге в огромном озере российскими моряками, которые затопили там списанный БПК и еще несколько списанных посудин помельче, было блокировано лишь полдюжины судов. Теперь, конечно, база на Донузлаве получит новое развитие, скорее всего, туда вернутся корабли разведки, возможно, и какие-то другие.

Балаклавская бухта стала постоянной базой нашего флота относительно недавно. Еще в 20-е годы там зародилась и базировалась знаменитая ЭПРОН – Экспедиция подводных работ особого назначения. А после войны там было построено уникальное сооружение для подземного базирования подводных лодок, для их ремонта и снаряжения, в том числе и боеприпасами со специальной (ядерной) боевой частью. Это подземное сооружение, названное «Объект 825 ГТС», существует и поныне. Но теперь там находится музей, а значительная часть оборудования растащена. Будет ли использоваться это сооружение по прямому назначению опять? Как минимум без серьезной переделки самих подземелий – вряд ли. Дело в том, что предназначена подземная база была для ПЛ проектов 613 и 633, современные лодки там могут просто не поместиться. Правда, это лишь вопрос желания и вложения средств. Но и без «Объекта 825» Балаклавская бухта ценна для флота, и уже известно, что она однозначно будет использоваться ЧФ РФ. А вот в Феодосии и Керчи военные корабли ЧФ, скорее всего, размещаться не будут, но будет базироваться морская береговая охрана погранслужбы ФСБ.

Таким образом, обновленный ЧФ будет использовать на Черном море базы в Севастополе (главная ВМБ флота), на Донузлаве и в Балаклавской бухте, а также ВМБ в Новороссийске и пункт базирования в абхазском порту Очамчир.

Добавить комментарий