Митрополит Ириней о празднике Пасхи

0
266

Накануне самого большого праздника христиан — Пасхи, митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней в интервью газете «Днепр вечерний» поделился с читателями не только взглядами на то, что связано с Пасхой, но и собственным мнением по общегосударственным и общечеловеческим вопросам.
И кажется: воспользуйся все мы — и власть имущие, и простые граждане Украины — этими советами, и все-все у нас сладится, жизнь наладится. И обретем веру — в Бога, в Украину, в себя. А с верой — и благодать. Поэтому предлагаю не просто прочитать слова владыки, а задуматься — и это уже первый шаг…

— Многие воспринимают христианские праздники просто как повод отдохнуть. А что такое Пасха для православных?

— Для  православного  человека это торжество из торжеств — самый великий, самый светлый и святой день! Воскрес Христос! Когда он исцелял больных, даровал зрение слепорожденному — все было людям понятно. Но когда он воскресил Лазаря, четыре дня назад умершего, — это привело всех в такое восхищение, что люди поверили — он все может. Христос сможет от всего защитить, предотвратить любую катастрофу. И тогда люди собрались и решили провозгласить его царем, ввести торжественно в Иерусалим, организуя переворот с приходом новой власти. Но Христос плакал — он думал о другом царстве: о спасении людей! И с этим добровольно шел на страдание и крест.

— Что означает само воскресение?

— С воскресением мы обретаем новое понимание жизни земной: даже самая короткая жизнь для верующего человека — это священный дар Божий. Если бы это понимал каждый человек планеты, то не было бы самоубийств и войн. Ведь человек — это отражение Божества, он мало чем умален от ангела! Бог увенчал человека славой и честью — это красота, величие, ум и талант! Поэтому, если мы верим в воскресение, но вдруг поднимаем руку на брата (высшее творение Божье) — это значит, что мы воюем с Богом. В свете понимания Воскресения Божьего исчезают войны с лица земли и ненависть, наступает примирение в православном сердце, приходит порядок, который зиждется на послушании.

— Порядок для всех — и православных, и тех, кто исповедует иные религии?

— Порядок восстановился бы везде — и была бы чистая экология, не было того же Чернобыля. Да ничего плохого бы не было! Пока мир еще живет, а земля не трясется везде и повсюду, у человека существует возможность обновиться и исправить предыдущие ошибки.

— Сегодня в обществе небывалое разделение — ощущается ли оно в Церкви?

— В Православной Церкви, как везде и повсюду, царит определенное непонимание и недоверие друг к другу. А ведь Христос взывал к единению! Многие твердят, что нужен единый язык — ничего подобного! Бог ведь раздал людям разные языки и разбросал красоты по разным народностям. Сказано: «Когда же языки раздаяше, к единению всех призвал!» Не единый язык соединит нас, а понимание воли Божьей.

Идя к Богу с любовью, мы идем с любовью друг к другу. Нужно выбросить камень из-за пазухи, избавиться от презрения и ненависти, от чувства превосходства над кем-то. Мы все одинаковы, все несчастны и грешны перед Богом! Нужно научиться терпеть друг друга. Сказано: «терпением спасайтесь»! И такие праздники, как Пасха, дают возможность человеку переосмыслить все сначала, а переосмыслив, сделать первые шаги… Не страшно — главное начать! Дальше Господь сам поведет. Но если мы топчемся на месте, ничего не предпринимая, то виноваты в этом только мы сами.

— Какая Пасха запомнилась Вам особо?

— Каждая Пасха особенна по-своему. Я был во многих регионах, служил в десяти регионах мира. Помню, как тридцать лет назад меня только поставили архиереем — я стал епископом Уфимским в Башкирии. Это было советское время: почти все большие храмы были разрушены. К одиннадцати часам я приехал в очень маленький храм. Он был переполнен, вокруг поставлены железные ограждения, милицией было организовано очень плотное оцепление. А я вижу, что за воротами стоят тысячи молодых людей, которые просят, чтобы их пустили на Пасху. Я спрашиваю тех,  кто находится рядом: кто это? Отвечают, что это, мол, комсомольцы пришли просто поглазеть, и пускать их не нужно. Ладно, говорю, не бойтесь — сейчас мы их испытаем! И я тогда обращаюсь к этой многотысячной публике — громким голосом: «Христос воскрес!» Хоть и рано было — еще нельзя было это говорить. А они все как закричат: «Воистину воскрес!» И тогда я сказал: «Пускайте, это все наши». Начальник милиции спрашивает меня: «А если что-то все-таки случится? — Толпа ведь!» — «Вот если случится, тогда и будете меня спасать», — ответил я. Попросив громкоговоритель, я обратился к молодежи со словами: «Начальник милиции согласен вас пустить, но он опасается, что бабушек подавите. И они взялись за руки, в три ряда обтянув территорию вокруг храма живой оградой, а я вывел верующих из храма и вел службу на улице. И только к Литургии перешли в храм. Народ был доволен. А между тем, времена были такие, что комсомольцы за участие в подобных праздниках могли пострадать весьма сильно…

— А как правильно провести Пасху?

— Из-за того, что очень много желающих, куличи и пасхи мы освящаем уже в Великую субботу после 12 часов дня. Всего же мы освящаем на протяжении почти двух суток: до восьми вечера субботы, потом с двух ночи и до 12 дня. Я всегда советую: освятив в субботу, поставьте пасху в холодное место и сохраните ее до воскресного утра. И после пасхальной Литургии можно будет разговляться.

— Вы упомянули о Чернобыле. Что это — наказание за грехи, испытание?

— На нас лежит печать гнева Божьего. Поэтому и случилась 20 лет назад эта катастрофа. И сейчас нужно молить Господа, чтобы он очистил окружающую среду, чтобы открыл до конца секрет расщепления атома —  и  тогда можно будет потушить ужасные последствия. Ведь все это — такая тайна, открыть которую возможно только с Богом и ради людей!

— Пасха — это праздник Воскресения. Что нужно для того, дабы воскресить наше государство и его экономику?

— Прежде всего, должна быть ответственность к тому делу, к которому Господь призвал каждого из нас. И депутаты Верховной Рады, и депутаты местных советов, и руководители хозяйств должны болеть душой за каждое дело как за свое личное, чтобы оно служило обществу и Отечеству. На этом зиждется высочайший дух патриотизма, пробуждение нелицемерной любви к Родине. Вы посмотрите — сколько украинцев уезжает в поисках лучшей жизни за границу. А почему? В Канаде я увидел совершенно обратную реакцию. Тогда люди, покинувшие Украину еще до революции, останавливались в канадских лесах. Им говорили: сколько выкорчуете — столько и ваше будет. Начинали работать голыми, но необыкновенно мускулистыми руками. Техника пришла уже после.

— Но ведь это можно было бы сделать и на родине?

— Сегодня многие из тех эмигрантов — очень богатые люди, имеющие до двухсот гектаров земли. Но они плачут по Украине! Они не выжили из ума — они оплакивают свою большую ошибку. При этом твердят, что если бы они тогда приложили столько же усилий на родной земле, то настолько преобразили свой край, что он стал бы гораздо красивее канадских просторов. Для меня это пример того, что нельзя бежать с той земли, на которой мы родились. Наша земля очень щедра и плодовита — чего только на Днепропетровщине ни растет, чего только в ее недрах ни заложено! Да все у нас есть! Мы просто должны любить свой край — жертвенно. Если трудно — должны страдать, но приложить каждый на своем месте усилия для преображения родной земли. Отчего в то время, когда кто-то только и думает, как бы эту землю захватить, наша молодежь уезжает? Оттого, что плохо разработаны программы работы на нашей земле. Нужна нормальная организация труда — чтобы работа была высокооплачиваемой, справедливо оцененной.

— Какой стих из Евангелия Вам наиболее близок?

— Есть такие слова Спасителя: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Нет такого человека, который не хотел бы, чтобы его уважали, любили и ценили. И Христос, зная об этом, призывал к доброте, милосердию, щедрости и любвеобилию. Сделай других счастливыми — и сам счастлив будешь! Этот жизненный принцип нужно просто понимать — глубоко и всесторонне. Можно приобрести весь мир, а душе своей навредить. Иногда смотришь на людей и удивляешься: у иного небогатого человека и на кусок хлеба не всегда имеется, а сколько радости, сколько энергии! Видимо, ему удалось почувствовать ту самую нить благодати Божьей. В этом и заключен смысл существования.

Сложно что-либо добавить к словам владыки. Ибо они — от Бога, от сердца и с любовью ко всем нам. Казалось бы: насколько простые решения имеются для всех наших, кажущихся неразрешимыми, проблем! Ан нет — мы все что-то суетимся, спешим и спорим, ищем виновных и жалеем себя, любимых, грешим и тут же находим тому оправдания, переступаем через слабого, склоняясь перед силой. И это называем нормальной жизнью! Да в чем же сила-то истинная, как не в вере, в чем нормальность, как не в любви! Задумаемся: для того ль мы пришли в этот мир, чтобы погрязнуть в рутине! Некогда все, иль боязно признать неправоту? А посему считаю, что Великий день — это как раз и есть замечательный повод, чтобы остановиться и задуматься. И решение придет — его Господь вложит в открытое сердце.

Беседовал Владимир Рыбальченко, газета «Днепр вечерний»

Добавить комментарий